Top.Mail.Ru

В течение одной жизни

29.08.2003

Arturo Schwartz carried on a long-time friendship and correspondence with pioneering Surrealist artist Marcel Duchamp (above). Коллекция, накопленная Артуро Шварцем за долгие годы работы историком искусства, лектором, консультантом-искусствоведом и куратором международных художественных выставок в Милане, включает более 700 работ знаменитых художников-сюрреалистов — Андре Бретона (Andre Breton), Марселя Дюшампа (Marcel Duchamp), Мана Рея (Man Ray) и Жана Арпа (Jean Arp), а также картины, скульптуры, предметы, эскизы, гравюры, коллажи и фотографии, выполненные более чем двумя сотнями не столь известных мастеров.

В конце 2000 года в Музее Израиля выставлялись около 350 наиболее выдающихся работ из этой коллекции. Выставка называлась «Сон с открытыми глазами» ( «Dreaming with Open Eyes» ). Весной экспозиция гостила в «California Palace of the Legion of Honor» в Сан-Франциско, который, к слову сказать, стал лишь одним из пунктов мирового турне, организованного Музеем Израиля. А летом «Сон с открытыми глазами» смотрели жители и гости Торонто.

Артуро Шварц родился в 1924 году в египетской Александрии и очень рано примкнул к сионистскому движению. В 1949-м его выслали из Египта за политическую деятельность, связанную с борьбой за независимое еврейское государство. Шварц отправился в Милан, где открыл свою книжную лавку, а позже и картинную галерею. В эти годы он и увлекается дадаизмом, последователи которого привлекают молодого искусствоведа своим пренебрежением традиционными эстетическими и культурными ценностями (или, как он сам выражался, «освобождением творческого процесса от оков академических правил» ). Философию жизни, основные принципы которой — любовь, свобода и поэзия — совпадали с его собственными, Шварц обнаруживает и в родственном дадаизму сюрреализме: «Я никогда не представлял себя коллекционером произведений искусства, но, как убежденный сюрреалист, я не переставал приобретать все новые и новые работы, отражавшие мои собственные убеждения».

Сотрудничество Шварца с музеем Израиля началось в 1972 году, когда он выступил в качестве спонсора выставки работ Дюшампа. Этот мастер задел тогда за живое многих покровителей европейского искусства, провозглашая произведениями искусства взятые наобум предметы, вроде своего известного писсуара, под которым он подписался: «Р. Мутт». Интересно, что из всей группы предметов (совок, вешалка для шляп, метла, велосипедное колесо и др.), к которым впоследствии стали применять термин «readymades» («готовые изделия»), больше всего споров породил именно тот писсуар.

В начале 1950-х Шварц переписывался с Дюшампом, через которого познакомился с его другом, художником-дадаистом Маном Рэем. Организовывая выставки, он фокусировал основное внимание на этих двух мастерах, приобретал десятки их картин и писал о них статьи. На выставке «Сон с открытыми глазами» представлено около 70 их работ, прекрасно демонстрирующих их концептуальный подход к искусству.

После выставки Дюшампа в 1972 году Шварц подарил полный комплект оригинальных моделей «готовых изделий» Музею Израиля, заложив тем самым основу крупной коллекции, которую решил подарить музею, когда началась война в персидском заливе в 1991 году. «Когда на Тель-Авив начали падать иракские снаряды, я решил подарить Музею Израиля всю мою коллекцию периодических изданий и иллюстрированных публикаций о дадаизме и сюрреализме, за которую «Гетти» предлагал мне баснословные суммы» , — вспоминает Шварц. В 1997 году, после долгих пререканий с итальянским правительством по поводу получения лицензии на вывоз произведений искусства, коллекция, наконец, переехала в иерусалимский музей.

Собирая работы сюрреалистов Европы, а также художников Северной и Южной Америки, Шварц убедился в том, что сюрреализм не был исключительно французским течением. Нельзя не сказать еще и о том, что его коллекция охватывает целую эпоху, включая работы художников, на которых дадаизм и сюрреализм оказал влияние уже в 1990-х.

«Отобранные им произведения игнорируют как традиционные эстетические особенности, так и принятую иерархию основного и второстепенного искусства, — поясняет куратор выставки Тамар Манор-Фридман (Tamar Manor-Friedman). — В результате мы получили культурную мозаику поистине энциклопедического масштаба, которая впечатляет и потрясает, особенно если учесть, что все это сделал один человек в течение одной жизни».


Екатерина Иванова

{* *}