Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.10.2023
«Голда. Судный день» уже больше месяца прокатывается в России, но касса у картины до сих пор довольно скромная – около восьми миллионов рублей. Хотя нынешние трагические события в Израиле доказывают, что «Голда» заслуживает куда большего внимания. Дело в том, что фильм американо-израильского режиссера Гая Наттива снят о таком же внезапном нападении на еврейское государство, вошедшем в историю под именем Войны Судного дня.
Однако ценность этого проекта не только в художественном пересказе событий 1973 года. Режиссер вынуждает зрителя смотреть на происходящее глазами пожилой женщины – уже очень больной, но с ясным рассудком. Такой была на тот момент премьер-министр Израиля Голда Меир. Судя по некоторым отзывам, не каждый зритель готов на такой подвиг: «Голду» называют скучным, монотонным и одновременно слишком напряженным фильмом. Хотя Гай Наттив никогда и не снимал развлекательное кино. Его занимают острые, максимально некомфортные темы.
В 2018 году режиссер получил «Оскара» за свою короткометражку «Кожа» о семье белых американских расистов. Тогда же вышла его одноименная полнометражная драма по реальной истории бывшего скинхеда Бриона Уайднера. А последний фильм Наттива «Татами» создан в тандеме с актрисой и режиссером Зарой Амир Эбрахими и рассказывает о ливанской дзюдоистке, которую шантажирует правительство. Во всех случаях для Гая Наттива было важно показать невыносимо сложную ситуацию изнутри. Так что «Голда» идеально вписывается в этот ряд.
Гай Наттив – не первый режиссер, взявшийся снимать о железной леди Израиля. Самым масштабным проектом о ней был мини-сериал 1982 года «Женщина по имени Голда», где свою последнюю главную роль исполнила Ингрид Бергман. Также героиня Меир появляется в немецком фильме «21 час в Мюнхене», в канадском «Мече Гидеона» и в «Мюнхене» Стивена Спилберга.
В фильме «Голда. Судный день» рефреном становятся визиты израильского премьер-министра в больницу: у нее обнаружили лимфому. Чтобы остаться незамеченной, героиня вынуждена добираться до кабинета МРТ через морг. И каждый раз на полках этого мрачного помещения появляется все больше мертвых тел. У Голды Меир нет ни малейшего шанса абстрагироваться от военных потерь, как это часто делают чиновники. Да она к этому и не стремится: методично уточняет число погибших в очередном бою и заносит цифры в маленькую записную книжку. Голда должна знать точную цену войны. Единственное, что выдает бессознательное желание этой женщины отстраниться от ситуации – это ее непрерывное курение. Во время военного совещания, в постели, в больнице – вообще везде Голда безостановочно курит. Как будто сигаретный дым может скрыть ее от навалившихся бед.
Сыграла главную роль блистательная Хелен Миррен – основательный грим, конечно, её совершенно преобразил. В кадре ей пришлось носить ортопедическую обувь и специальные накладки, чтобы ноги выглядели опухшими. По её словам, глубже понять свою героиню – о которой она раньше не знала почти ничего – помог возраст: 77-летняя Миррен сыграла 75-летнюю Меир. Да и к ролям женщин во власти актрисе не привыкать – в ее обширной фильмографии три английские королевы и российская императрица. Впрочем, жизнь Голды была далека от королевской: одежда героини крайне скромна, а занимаемая ею высокая должность как будто и не дает никаких привилегий, только лишь тяжкое бремя государственных и военных забот.
В фильме – как и в жизни – Голда Меир ни при каких обстоятельствах не перестает быть обычной женщиной и бабушкой. На своей кухне чуть ли не насильно кормит борщом госсекретаря США Генри Киссинджера, предлагает домашнее угощение израильским генералам, бережно общается с паникующим министром обороны Моше Даяном. В фильме отлично показано, что нет никаких противоречий между полом премьера и огромной ответственностью перед страной. Да и физическая немощь Голды лишь подчеркивает необыкновенную силу ее духа. По словам актрисы, она помнит день, когда ее героиня заняла высокий пост: «Я испытала чувство триумфа, удовлетворения и трепета оттого, что женщину выбрали руководить страной».
Гай Наттив пригласил на главную роль именно Хелен Миррен, явно рассчитывая на новый «Оскар». Вероятнее всего, фильм действительно окажется среди номинантов и будет соперничать в том числе и с тяжеловесом кинематографического 2023 года – «Оппенгеймером» Кристофера Нолана. Да, весовые категории, как и бюджет, у этих картин разные, но есть у них и много общего, начиная с жанра и заканчивая некоторыми деталями. В кино Голду Меир, как и Роберта Оппенгеймера, мучают видения. Беспокойный ум ученого терзают неразгаданные тайны Вселенной, а премьер-министра Израиля преследуют голоса умирающих солдат. Оба они страшатся последствий своих решений. Голда Меир в случае провала рискует лишиться своей страны, а Оппенгеймер ставит под угрозу существование мира. Ими во многом движет одержимость, с той лишь разницей, что Голда рвется сохранить молодое еврейское государство, а Оппенгеймер – реализовать свои амбиции физика. В конце концов они оба вынуждены предстать перед государственными комиссиями. И оба лишаются своих позиций.
При всей схожести фильмов «Оппенгеймер» представляет собой сложную, хитроумную и тщательно продуманную конструкцию, от которой при всех ее достоинствах веет промышленным холодком. «Голда» же явление совсем другого порядка – это не только более скромное, но и куда более человечное кино.
Вита Владимирцева