Top.Mail.Ru

История Исраэля-гоя

29.02.2012

Когда-то в городе Кракове жил богатый еврей по имени Исраэль, известный своей скупостью. Местные нищие давно перестали даже думать о том, чтобы постучаться в двери его дома с просьбой о помощи. Все попытки руководства еврейской общины получить хотя бы символическую сумму от Исраэля всякий раз встречали вежливый, но твердый отказ.

Бессердечность Исраэля возмущала и озадачивала евреев Кракова. Еще со времен праотца Авраама щедрые пожертвования на помощь ближним были отличительной чертой евреев; в XVII веке, когда евреи в Европе нередко лишались всего своего имущества, они всегда могли рассчитывать на помощь более благополучных единоверцев. Как же еврей мог безразлично взирать на неимущих собратьев? Евреи Кракова прозвали богача «Исраэль-гой» (в переводе с идиша слово гой означает «народ»; в повседневной жизни евреи использовали это слово для обозначения представителей других народов, неевреев). Вскоре это прозвище приклеилось к нему намертво.

Прошли годы. Исраэль постарел и ослаб. Однажды членов краковского похоронного братства вызвали в дом Исраэля. «Я знаю, что дни мои сочтены, — сказал Исраэль работникам хевры-кадиши, — и хотел бы обсудить с вами предстоящие похороны. Мой саван уже готов, и я нанял человека, который будет читать по мне “Кадиш”. Осталось только купить участок земли для могилы».

Члены похоронного братства решили, что у них появилась возможность получить деньги, которые Исраэль в течение долгих лет не жертвовал общине. «Как тебе известно, — сказали они, — на землю для захоронения нет установленной цены. Каждый еврей платит сумму, которую может себе позволить, и эти деньги затем идут на благотворительные нужды. Прости нас за прямоту, но ты богатый человек, и если столько лет ты не жертвовал на помощь неимущим, думаем, будет справедливо, если ты заплатишь тысячу гульденов».

Богач спокойно ответил: «За свои поступки я буду судим на Небесах, и вам не пристало вспоминать, что я сделал и чего не сделал за всю свою жизнь. За землю я плачу сто гульденов — и это довольно внушительная сумма. Сто гульденов и ни монетой больше. Я не прошу особого места на кладбище или дорогого камня для надгробия. Прошу только одного — на камне напишите: «Здесь лежит Исраэль-гой».

Члены похоронного братства переглянулись, подумав: «В своем ли уме этот старик?» Проведя еще некоторое время у постели Исраэля в надежде получить хоть немного денег на нужды бедняков общины, они покинули дом богача с пустыми руками. Вскоре весь Краков снова возмущенно обсуждал скупость «гоя» Исраэля. Как низко может пасть человек! Даже на пороге смерти он держится за свои деньги, отказываясь пожертвовать хоть немного неимущим.

Похороны Исраэля представляли собой жалкое зрелище. Раввину с трудом удалось собрать миньян для чтения всех необходимых молитв. Исраэль был похоронен на краю кладбища без надгробных речей и слез. Да и что можно было сказать в память о таком человеке?

Спустя несколько дней после похорон скупого богача, в четверг вечером, в дверь дома главного раввина Кракова, знаменитого Йомтова Липмана Геллера (1579-1654) постучали. На пороге стоял еврей, сразу сообщивший, что ему не на что купить вино, свечи и халу к Шаббату. Раввин дал еврею несколько монет из своего личного фонда для благотворительных нужд и пожелал доброй Субботы.

Спустя несколько минут вновь раздался стук в дверь: к раввину пришел еще один бедняк с просьбой о деньгах. Затем пришел третий, а за ним еще двое. В течение часа не меньше двадцати семей обратились к раввину с просьбой помочь им деньгами на встречу Шаббата. Раввин был озадачен: такого за последние двадцать лет в Кракове не было никогда. Почему вдруг обеднело такое количество еврейских семей?

Рабби Геллер назначил экстренную встречу руководителей общины, но никто из них не смог объяснить происходящее. Они тоже в течение дня получили многочисленные просьбы о помощи. Буквально за несколько часов общинная касса опустела!

Тут снова раздался стук в дверь.
— Скажи, — сказал раввин, протягивая деньги очередному просителю, — как ты жил до сегодняшнего дня? Откуда ты брал деньги?

— Мы брали еду в долг, — ответил бедняк. — Если у нас не было еды и купить ее было не на что, лавочник всегда отпускал нам в долг, записывая это в расходной книге. Но сегодня он сказал, что больше этого не делает.

Оказалось, что так жили сотни семей Кракова — вплоть до этого дня, когда, по неизвестной причине, местные бакалейщики, торговцы рыбой и мясники отказались давать беднякам продукты в кредит.

Раввин пригласил всех торговцев к себе и потребовал объяснить, что же произошло. Поначалу торговцы отказались отвечать, но раввин Геллер настаивал. «Вы не выйдете отсюда до тех пор, пока не расскажете, в чем дело», — жестко сказал он. Выяснилось, что недавно умерший Исраэль на протяжении многих лет помогал бедным семьям Кракова. Каждую неделю торговцы приходили к нему со своими записями, и он оплачивал все долги бедняков. Единственное, чего он требовал от торговцев, — никогда и никому об этом не рассказывать. «Если вы скажете хоть слово, то не увидите от меня больше ни гроша», — грозил Исраэль.

Рабби Геллер был потрясен. В его общине жил такой праведный человек, а евреи города осуждали, оскорбляли и ругали его! Раввин объявил, что в день шлошим (30-й день со дня кончины) Исраэля все члены общины должны будут соблюдать пост. Все евреи города в этот день не будут пить и есть с рассвета до заката, и соберутся на кладбище, чтобы попросить прощения у почившего праведника.

Раввин лично произнес хвалебную речь в честь Исраэля. «Ты исполнял заповедь цдаки в лучшей форме, — плакал раввин, — не требуя никакой благодарности и делая все для того, чтобы никто не узнал о твоей щедрости и не стыдился бы того, что у него нет денег. А мы презирали и проклинали тебя…» В конце концов, раввин сообщил, что в тот день, когда наступит и его час, он желает быть похороненным рядом с Исраэлем. «Мы похоронили тебя у ограды, как изгоя, но я почту за честь быть похороненным рядом с тобой!»

Раввин также распорядился об исполнении последней воли богача. На надгробном камне его могилы высекли слова «здесь лежит Исраэль-гой», добавив еще одно слово — «кадош» (святой). Могилу богача Исраэля можно найти на еврейском кладбище Кракова и сегодня. Она расположена рядом с могилой знаменитого раввина Йомтова Лимпана Геллера. На надгробном камне Исраэля высечены слова «Здесь лежит Исраэль — гой кадош» (буквальный перевод – «Святой народ Израиля»).

Менахем Брод

{* *}