Top.Mail.Ru

Механизм еврейского народа

07.09.2012

Глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, Ки Таво (Дварим 26:1-29:8), посвящена обсуждению заповеди «бикурим» (приношения первых плодов нового урожая). Тора разъясняет заповедь о приношении первых плодов, которая распространяется на всех, кто вошел в землю Израиля и обосновался в ней.

Мнения мудрецов относительно этой заповеди расходятся. Сифри подчеркивает, что каждый человек должен был принести первые плоды вскоре после того, как вошел в землю Израиля и его надел начинал приносить плоды.

С другой стороны, в Талмуде сказано, что данное обязательство накладывалось лишь однажды на всех евреев, живших в земле Израиля (с того момента, как первые евреи вошли в Израиль во главе с Йегошуа и до того, как вся земля была населена и разделена между двенадцатью коленами, прошло 14 лет). Объяснение таково: приношение первых плодов сопровождается радостью и весельем, которые возможны только в тот момент, когда все до единого еврея обосновались в земле Израиля.

Эти два мнения не противоречат друг другу. С одной стороны, каждый из нас действует как индивид и достигает собственного потенциала. С другой, — мы не можем забывать о тех, кто нас окружает. Для нас также необходимо достижение потенциала на коллективном, общем уровне. Без этого коллективного достижения всеобщее счастье и самореализация невозможны.

Сложный механизм не может функционировать в случае поломки или потери даже самой небольшой детали. Еврейский народ — это не просто скопление независимых людей, но цельная структура, для полноценного функционирования которой необходимо, чтобы все ее части были исправны. Именно поэтому нам надлежит заботиться о целостности еврейского народа, а также не забывать о том, почему истинное счастье возможно только в тот момент, когда каждый занял свое место и занимается своим делом.

Нам следует помнить о каждом человеке, кем бы он ни был. Наши личные достижения становятся значимее в случае, если сопровождаются заботами об обществе; верно и обратное — без забот об общем благе наши личные достижения в буквальном смысле обесцениваются.

Мордехай Волленберг

{* *}