Top.Mail.Ru

603550-й еврей

08.05.2013

На иврите четвертая книга Торы носит название «Бемидбар» («В пустыне») и «Сефер а-пкудим» («Книга чисел»), в других языках она известна как «Числа». И в этой, четвертой из пяти книг Торы действительно упоминается великое множество чисел.

Из первых ее глав мы узнаем о том, что спустя год после Исхода из Египта в народе Израиля насчитывалось 603 550 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет, из которых 22 273 человека были первенцами. Согласно отдельному подсчету, 22 300 мужчин в возрасте от 1 месяца и старше были левитами (7500 потомков Гершона, 8600 — Кехата и 6200 — Мерари). Тора также приводит сведения о численности каждого из двенадцати колен, от колена Йегуды, к которому принадлежали 74 600 человек, до колена Менаше — 32 200 человек. Затем Тора ведет подсчет евреев в каждом из четырех «лагерей», на которые были разделены двенадцать колен: в лагере Йегуды, к которому также относились колена Иссахара и Звулуна, было 186 400 человек; в трех коленах лагеря Реувена насчитывалось 151 450 человек; в лагере Эфраима насчитывалось 108 100 евреев; а в лагере Дана — 157600 человек.

В 26-й главе «Бемидбар», описывающей события, произошедшие 39 лет спустя, мы читаем о еще одной переписи евреев. Мы вновь узнаем их общее количество (601 730 человек) и получаем точные данные о численности каждого из колен. К примеру, число потомков Шимона значительно сократилось (из 59 300 осталось 22 200), а количество потомков Менаше наоборот возросло на 20 500 человек. В конечном итоге мы понимаем, что стремление Всевышнего считать Его народ не иссякло.

Б-г сказал Моше: «Мы не просто считаем людей. Мы поднимаем их головы».

Переписи, проводимые в современном обществе, учитывают число лиц с высшим образованием и без оного, занятых и безработных, финансовых магнатов и нищих, праведников и преступников. Тем не менее, каждый из этих людей — не более и не менее, чем единица, являющаяся частью целого. Перепись отражает только одно общее качество всех переписанных: каждый из них является человеком.

Означает ли это, что количество людей отражает наименьший общий знаменатель каждого из подсчитанных? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы рассматриваем сущность рода человеческого. Если в основе своей человек — существо нейтральное или, хуже того, все мы начинаем отсчет с нуля, создавая самих себя, то в таком случае объединяющее всех нас качество действительно является наименее значимым. Тем не менее Всевышний смотрит на «беспорядочные массы» людей иначе.

С Его точки зрения, душа человека является искрой зажженного Им огня — искрой, наделенной способностью отражать бесконечное добро и совершенство ее источника. Жизнь человека есть ни что иное, как попытка раскрыть потенциал этой искры. Один человек может вести полноценную и праведную жизнь, и при этом едва коснуться бесконечности собственной души. Другой же может всю свою жизнь оставаться во тьме и грехе, но при этом, в момент раскрытия собственной сути, раздуть из искры своей души бушующее пламя.

Поэтому когда Творец повелевает пересчитать еврейский народ, речь идет о выявлении лучшей из наших общих черт. Согласно Б-жественной переписи, наши различия переходят все границы для того, чтобы раскрыть простой факт нашего бытия — все то, что выражает наши лучшие качества, и откуда берет начало все хорошее, что есть в каждом из нас.

Всевышний пересчитывает нас не для того, чтобы узнать нашу численность (очевидно, что она Ему и так известна), и даже не для того, чтобы поддерживать связь с квинтэссенцией наших душ (эта связь существует и без переписи). Он делает это для того, чтобы выделить саму суть наших душ и сделать их более открытыми для нашей жизни, тесно связанной с материальным.

В этом и заключается глубокий смысл идиомы «поднять головы», содержащейся в повелении Б-га пересчитать еврейский народ, которое Он дал Моше Рабейну. Считая нас, Всевышний пробуждает самую лучшую и возвышенную часть нашего существования — Б-жественную искру, являющуюся основой души каждого из нас.

На основе бесед Любавичского Ребе

MeaningfulLife.com


Tэги: БЕМИДБАР
{* *}