Top.Mail.Ru

Выход из тупика

17.05.2013

«Ничто не ново под солнцем», — говорил царь Шломо. Недельная глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, знакомит нас с историей, из которой мы можем извлечь урок о том, что измена и другие матримониальные проблемы стали актуальными отнюдь не вчера.

Одна из главных тем недельной главы раскрывается в истории о женщине, обвиненной в измене своему мужу. Согласно законам библейских времен, в случае, если муж подозревал свою жену в измене, он приводил ее в Храм, где коэн осуществлял над ней обряд сота — испытание «горькими водами». Суть его заключается в том, что определенные отрывки из Торы записывали на пергаменте, который затем растворяли в «несущей проклятие воде». Поскольку в этих отрывках упоминалось имя Б-га, сначала коэн искал все возможные способы для того, чтобы избежать проведения этого испытания, то есть стирания имени Б-га. Если же у него не оставалось выбора, обряд все же проводили, и в его ходе имя Б-га стиралось.

Если женщина была виновна, горькие воды убивали ее. В противном случае она удостаивалась благословения.

Таким образом еврейская традиция учит нас тому, что для достижения мира в семье и согласия между мужем и женой не стоит жалеть ничего, даже если для этого придется пойти на ужасный шаг — стереть имя Б-га! Спасение семьи стоит того.

Какие усилия ради сохранения семьи готовы приложить мы, живущие сегодня? Интересно, кстати, что ревнивый муж, о котором рассказывает недельная глава, в случае, если слишком остро реагировал на поведение жены и обращался к коэну, не имея на то серьезных оснований, тоже получал свое наказание. К сожалению, сегодня многие пары начинают думать о разводе в случае самых незначительных семейных неурядиц.

Будучи раввином, я, к сожалению, слишком часто сталкивался с подобными ситуациями. Главная их причина — необоснованные ожидания. Мы забываем о том, что некоторые из самых крепких браков в самом начале прошли серьезные испытания, и построить счастливую семью можно лишь вооружившись терпением.

Почему мы считаем, что наша семейная жизнь будет течь безмятежно, в то время как в отношении иных сфер мы подобных иллюзий не питаем? Допустим, в первом квартале года бизнес не принес доходов. Разве это означает, что нужно срочно закрывать магазин? Конечно, нет. В этом случае мы выстраиваем бизнес-стратегии, разрабатываем новые методы работы; со временем затраченные нами усилия начинают приносить результаты. Почему же при первых признаках проблем и сложностей в семье мы так поспешно стремимся расторгнуть брак?

Считаю необходимым заявить, что многие браки переживают времена кризиса, но затем расцветают, постепенно трансформируясь в чувственные и зрелые отношения.

Каждому из нас важно знать, что помощь всегда рядом. В каждой еврейской общине мы можем получить совет опытного раввина. Не стоит ориентироваться на стереотипы, раздумывая над тем, следует ли обращаться за помощью в подобных вопросах. Заболев, мы обращаемся к врачу. Наша болезнь поддается лечению. Это же верно и для приносящих страдания семейных отношений.

Никогда не поздно изменить свою семейную жизнь к лучшему. Я знаком с парами, которые кардинальным образом меняли взаимоотношения в своей семье уже после того как отпраздновали серебряную свадьбу.

Убежден, что в большинстве случаев оптимальным вариантом для испытывающей психологические проблемы пары станет нормализация уже существующих отношений, а не развод и поиск новых партнеров.

Ответьте честно: нежели вы думаете, что будет лучше, если вы разведетесь и начнете искать нового партнера? Почему вы считаете, что все потенциальные женихи и невесты выстраиваются в очередь для того, чтобы создать семью с тем, кто уже имеет за плечами расторгнутый брак, а иногда и рожденных в нем детей? Одиночество — тоже не лучший вариант. И не думайте, что ваш бывший муж или жена исчезнет с планеты Земля после вашего развода. Вам по-прежнему придется обращаться к нему (к ней) для решения разнообразных проблем, тем более, если у вас есть общие дети. То есть, с разводом большая часть проблем не исчезает, но к ним добавляется еще и тот факт, что за их решение вы получаете минимальную компенсацию (или не получаете ее вовсе).

Если половину энергии, затрачиваемой на бракоразводный процесс, вы посвятите исправлению отношений, в которых состоите сегодня, то получите прекрасный брак.

Я знаком с женщиной, которая состоит уже в третьем браке. Я пытался консультировать ее в то время, когда она была замужем в первый раз. Она была полна решимости развестись. Сегодня она признает, что если бы тогда знала все то, что знает сегодня, то никогда не развелась бы со своим первым мужем, а все потому, что он, со всеми присущими ему недостатками, по сравнению со вторым и третьим мужьями, был сущим ангелом!

Брак и семейные отношения являются неотъемлемой частью жизни. Они могут принести счастье и радость каждому из нас — при условии, что мы работаем над их совершенствованием. Наша жизнь может стать прекрасной в самом глубоком смысле — если мы достаточно созрели для того, чтобы обратиться за помощью и выйти из создавшейся затруднительной ситуации. Взглянув на нее объективно, мы, возможно, поймем, что в отношениях пары появлению проблем способствуют обе стороны.

Иудаизм предлагает массу решений для возрождения затухающей любви. Конечно, ежемесячное посещение миквы нельзя рассматривать как панацею от всех проблем, но она, несомненно, оказывает положительное влияние на отношения супругов. Примите верное решение. Обратитесь за помощью к раввину. Он сможет направить вас на консультацию к профессионалам, которые помогут сохранить брак и сделать его лучше.

Тора указывает на то, что для Всевышнего брак священен. Давайте же отнесемся с большим уважением к своим брачным обетам. И, возможно, нам стоит задуматься над тем, что наша половина каждый день дает нам то, что мы, к сожалению, воспринимаем как должное.

Потратьте время и усилия на сохранение отношений в семье — и можете быть уверены в том, что Всевышний благословит ваши труды, даровав вам успех, счастье и нахес.

И тогда семьи будут счастливыми, а имя Всевышнего — полным.


                                                                                                                                  Йоси Гольдман


{* *}