Top.Mail.Ru

Одолеть пустыню

24.07.2013

Представьте, что ситуация на фондовом рынке день ото дня ухудшается, стоимость акций нестабильна и многие инвесторы задумываются о том, чтобы «выйти в кэш». Следует ли в такой ситуации паниковать и спешно звонить своему брокеру?


По мнению многих аналитиков, побеседовать с брокером в такой момент действительно необходимо, но, скорее, чтобы поручить ему покупать акции, а не продавать их. Уоррен Баффет, как известно, играет на бирже как подобает джентльмену: покупает, когда все хотят продать, и продает, когда остальные хотят купить. Баффет полагает, что реальная стоимость компании в любом случае важнее, чем курс ее акций на бирже. Если компанию, как ему кажется, недооценивают на рынке и она не пользуется популярностью у инвесторов, он покупает ее без оглядки на рыночные тенденции.

Однако при нестабильной ситуации на рынке правило «купи дешево, продай дорого» соблюсти довольно сложно. Когда акции поднимаются в цене и все хотят их купить, мы ни за что не продадим их; а когда рынок падает и все его участники продают акции, дополнительные инвестиции требуют просто стальных нервов.

В подобной ситуации ключом к успеху могут стать борьба с собственными инстинктами и заплыв против течения. Словом, не позволяйте рынку обрушиться на вас. Можно не только пережить это падение, но и хорошо заработать.

Религиозная изоляция

Популярная вещь далеко не всегда представляет собой истинную ценность, и наоборот. Если это правило работает в случае с рынком, то с религией — тем более. Еврейский народ составляет всего лишь 0,2 процента от всего населения мира, количество же соблюдающих традиции евреев просто ничтожно. Осмелюсь предположить, что наша любовь к Торе и вера в Б-га не являются в современном мире популярными тенденциями.

Предположим, вы приняли решение соблюдать Шаббат и кашрут, ежедневно молиться. Допустим, среди родственников и друзей ваших интересов не разделяет никто. Может быть, над вами даже подшучивают по этому поводу. Что же теперь делать? Повинуясь стадному инстинкту делать то, что делают все, или выступить против тенденций и делать то, что близко тебе?

Путь через пустыню

Евреи, будучи монотеистами, составляли среди язычников Древнего Ближнего Востока незначительное меньшинство. Чтобы подготовить евреев к столь непростой жизни, Всевышний, прежде чем ввести их в Святую землю, 40 лет водил их по пустыне.

В Торе пустыня, по которой вели свой путь наши предки, называется «огромной и внушающей страх». Всевышний вел евреев по пустыне, чтобы показать им, что ее можно одолеть, несмотря на внушаемый ею страх. В иврите слово «адам» (человек) созвучно с «адаме» («я подобен»), как, например, адамэ ле-Эльйон («я стану отражением Б-га»). Человек — отражение Всевышнего. Он способен подавить все материальное в этом мире и стать каналом Б-жественного, посвятив себя жизни, наполненной заповедями и любовью к Творцу.

Точно так же как наш народ физически пережил сорокалетнее странствие по пустыне, имея достаточное количество воды и еды и защиту, мы выживем духовно, несмотря на окружающую нас языческую культуру. Всевышний хотел, чтобы мы знали, что иудаизм будет процветать и в духовной пустыне.

Испытание заключается в том, чтобы отвергнуть саму мысль о том, что пустыня больше и сильнее нас. Мы не подчиняемся ее прихотям. Мы способны постоять за себя и выступить против нее. Осознав собственную способность противостоять ее грубой силе, мы забываем о страхе перед ней. Но если она захватывает наше сознание, то в реальной жизни приобретает еще большую силу.

Эти соображения представляют собой прекрасный подход как для игры на бирже, так и для наших религиозных обязательств (Ликутей Сихот,том 2, стр. 371).

Лейзер Гурков

{* *}