Куда перед свадьбой исчез Ицхак?

14.11.2014

В недельной главе Торы Хаей Сара (Берешит 23:1–25:18) мы читаем о том, как Ицхак женился на Ривке. Поскольку речь идет о первом браке, описанном Торой так подробно, очевидно, что эта история помогает нам понять сущность отношений в браке.


Самый любопытный аспект отношений Ицхака и Ривки заключен в том, что ровно за три года до женитьбы Ицхак в буквальном смысле исчезает. Эти три года не включены в описание жизни Ицхака: в Торе сказано, что на момент рождения сыновей — Эйсава и Яакова — ему было шестьдесят лет (Берешит 25:26). Согласно Мидрашу, дед близнецов, Авраам, умер в возрасте 175 лет, и случилось это в тот день, когда мальчикам исполнилось тринадцать (Берешит Раба 63:10 и 63:12). Когда родился Ицхак, Аврааму было сто лет (Берешит 21:5), то есть Эйсав и Яаков родились спустя почти 63 года после рождения Ицхака. Иными словами, когда Ицхаку исполнилось шестьдесят, с момента его рождения уже прошло почти шестьдесят три года, и три года его жизни каким-то образом оказались «утеряны».

Наши мудрецы предлагают такое объяснение: перед тем как жениться на Ривке (в возрасте 40 лет), Ицхак провел три года в райском саду. Это время он посвятил духовному развитию, и поэтому оно не считается прожитым также и в материальном мире.

Несмотря на то что мало кто из нас способен последовать примеру Ицхака в самом прямом смысле, общий посыл ясен: перед тем как создавать семью, человек должен посвятить определенный период своей жизни исключительно духовным занятиям и поискам Б-га, как можно меньше принимая участие в решении материальных вопросов.

Невозможное творение

Брак сам по себе представляет собой абсолютную противоположность вышесказанному: это время, когда человек максимально погружается в мир материального. Именно в этот период человек вынужден заниматься решением бытовых вопросов повседневной жизни, заботиться о своем материальном благополучии, зачастую принося в жертву свои духовные и идеалистические устремления. В сущности, в книге Зоар сказано, что день, когда человек вступает в брак, считается его вторым днем рождения: когда он появляется на свет, душа спускается в его тело и поддерживает его физическое существование; затем, на более позднем этапе жизни, в день свадьбы, его душа переходит в еще более «приземленное» физическое состояние. Несмотря на это (а в дальнейшем мы поймем, что именно по этой причине), брак является основой для реализации самого возвышенного, Б-жественного аспекта того потенциала, что заложен в человеке.

Традиционное благословение, которое дается жениху и невесте, заключается в пожелании «воздвигнуть из плоти здание вечное». Результатом брачного союза становится сотворение новой человеческой жизни, которая, в свою очередь, наделена потенциалом дать жизнь следующему поколению, и
так до бесконечности. С точки зрения логики это кажется невозможным: каким образом в простом смертном, чье пребывание в этом мире ограничено, может содержаться потенциал вечности? Наши мудрецы говорят: «В сотворении человека участвуют трое: Всевышний, отец и мать». И Всевышний, единственный среди них, кто по-настоящему бесконечен, делает невозможное: Он наделяет смертного человека качеством бесконечности. В браке же два смертных человека, приходящих в этот мир лишь на время, создают «из плоти здание вечное».

Неслучайно то качество, благодаря которому человек уподобляется Творцу, реализуется им лишь тогда, когда он «спускается» в мир материального. Это верно и в случае с самим Создателем: бесконечная природа Его силы в полной мере проявляется в сотворении Им физической вселенной. По-настоящему бесконечное существо не ограничено никакими характеристиками и параметрами: оно присутствует повсюду, даже в самой материальной среде. Сотворение Б-гом высших, абстрактных миров не может раскрыть бесконечность Его власти столь же полно, как сотворение Им нашего приземленного, ограниченного во времени бытия.

То же верно и по отношению к силе творения, заложенной в человеке. Благодаря присущей ей Б-жественной бесконечности, эта сила способна реализоваться в самой «низменной», материальной сфере нашей жизни.

Духовная прелюдия

Всевышний даровал человеку свободу выбора. Поэтому, когда мужчина и женщина начинают совместную жизнь, они вправе решать, как им поступить с Б-жественным даром продолжения рода. Они могут расточить его, потратив всю энергию на поддержание отношений, лишенных смыслового содержания, в результате чего лишь еще больше увязнут в материальных аспектах своей жизни. Или же они могут приложить все усилия для того, чтобы «воздвигнуть здание вечное», и не только в простом, биологическом смысле. Они могут стремиться к тому, чтобы построить отношения, лишенные эгоизма, основанные на самоотверженности и самоотдаче, построить дом и семью, где будут бережно охраняться вечные ценности, установленные Творцом жизни.

Таков урок, который мы извлекаем из истории об исчезновении Ицхака из материального мира перед свадьбой. Чтобы быть уверенным в том, что «схождение» человека к браку принесет правильные результаты, такому браку должен предшествовать период духовной подготовки. Хотя миссия человека заключается в развитии и усовершенствовании этого, материального мира, он должен выйти на «арену» хорошо подготовленным, с ясным пониманием высшей Б-жественной цели, духовной отвагой и готовностью ее достичь.

На основе бесед Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com

Шейндл Кроль

Tэги: брак Ицхак