«Свобода говорит с еврейским акцентом»

03.04.2015

История Песаха, исхода из Египта, — одна из самых древних и великих историй в мире. Она рассказывает о том, как давным-давно один народ был угнетен, а затем получил свободу, пройдя долгий и сложный путь через пустыню. Это самая драматичная из всех история о рабстве и свободе, оказавшая колоссальное влияние на концепцию свободы, сложившуюся в Западном мире. Немецкий поэт и публицист XIX века Генрих Гейне сказал: «Со времен Исхода свобода говорит с еврейским акцентом».

В разделе Агады «Магид» мы читаем о рабби Гамлиэле, который утверждал, что тот, кто не обсуждает во время пасхальной трапезы пасхального агнца, мацу и марор (горькие травы), не считается исполнившим заповедь о седере. Почему именно эти три вещи? Ответ очевиден: пасхальный агнец, еда богачей, символизирует свободу. Резкий вкус горьких трав олицетворяет рабство. А маца объединяет эти символы. Она была хлебом евреев во время египетского рабства, и стала хлебом, который евреи оставили, уходя из Египта, став свободным народом.

Дело не только в символизме; интересен и порядок упоминания этих вещей в Агаде. Сначала мы говорим о пасхальном агнце, затем о маце и, наконец, о горьких травах. Не кажется ли этот порядок странным? Почему символы свободы предшествуют символам рабства? Ведь рабство было раньше свободы, поэтому логичнее было бы для начала упомянуть горькие травы, не так ли? По мнению хасидских мудрецов, ответ заключается в том, что горечь рабства может почувствовать только свободный народ. Если бы евреи забыли о свободе, то со временем привыкли бы к рабству. Худшее изгнание — то, в котором ты забываешь о том, что пребываешь в изгнании.

Чтобы стать по-настоящему свободными, мы должны понять, что значит находиться в неволе. Понятию «свобода» как таковому присущи различные измерения, и это отражено в двух ивритских словах, употребляемых для обозначения этого состояния: «хофеш» и «херут». Хофеш — это «свобода от», а херут — «свобода для». Хофеш — это то, что получает раб, освободившись из рабства. Он свободен от необходимости исполнять чужую волю. Но этого вида свободы для создания свободного общества недостаточно. Мир, в котором каждый волен делать то, что ему хочется, начинается с анархии и заканчивается тиранией. Вот почему хофеш — это только начало свободы, но не ее конечная цель.

Херут — это коллективная свобода, это общество, в котором моя свобода уважает вашу. Свободное общество всегда является нравственным достижением. Оно основано на самоограничении и учете интересов других людей. Главная цель Торы заключается в создании общества, основанного на справедливости и сострадании, зависящих от признания всевластия Творца и целостности творения. Поэтому на пасхальном седере мы говорим: «В будущем году все мы будем бней-хорин», подразумевая херут, а не хофеш. Эта фраза означает «И будем все мы свободны так, чтобы чтились свободы каждого».

История Песаха в большей степени, чем любое другое повествование, остается неиссякаемым источником вдохновения для всех, кто стремится к свободе. Она учит нас тому, что правда побеждает силу; что свобода и справедливость должны принадлежать всем, а не избранным; что все люди равны перед Б-гом; и что над всеми земными властителями стоит Царь Царей, который слышит слезы угнетенных и меняет ход истории, чтобы даровать рабам свободу. Прошло много веков, прежде чем эта идея стала общепринятой частью либерального демократического мировоззрения в странах Запада и за его пределами; гарантий того, что она сохранится и в будущем, нет. Свобода — это нравственное достижение, которое без постоянной поддержки атрофируется, и тогда за нее приходится бороться вновь. История Песаха демонстрирует, как история одного народа может вдохновить других; как евреи, сохраняя свою веру на протяжении веков, несли идею, благодаря которой «будут благословлены все народы мира».

Желаю вам и вашим близким кошерного и веселого праздника!

раввин Джонатан Сакс

Шейндл Кроль