Top.Mail.Ru

Оседлать волну ненависти

28.08.2015

Первый в истории случай проявления расовых предрассудков задокументирован именно в Торе. В ней же дано повеление, которое можно считать первым в мире законом, направленным на борьбу с расизмом. Почему национализм – это болезнь, а ненависть, разжигаемая в обществе, – верный признак скорого разрушения, объясняет раввин, лорд Джонатан Сакс.

В недельной главе Ки Теце приводится больше законов, чем в любой другой главе Торы. Причем с невероятным количеством деталей и уточнений, которые должны впечатлить каждого читающего. Среди них есть повеление, которое, вероятно, можно считать первым в мире законом, направленным на борьбу с расизмом: «Не гнушайтесь эдомитянами, ведь они – ваши братья. Не гнушайтесь египтянами, ведь вы сами были пришельцами в их стране».

Мы верим, что Всевышний создал каждого из нас по Своему образу и подобию – вне зависимости от цвета кожи, статуса, вероисповедания или принадлежности к той или иной культуре. Если мы высокомерны по отношению к людям, принижаем их из-за национальных или религиозных отличий, наносим ущерб личности и ее достоинству, то тем самым, по сути, унижаем образ Творца. И евреи, страдавшие всю свою историю от проявлений национализма больше, чем какой-либо другой народ, должны прилагать все усилия, чтобы бороться с такими проявлениями.

Кстати, первый в истории случай проявления расовых предрассудков задокументирован именно в Торе. В известном разговоре Моисея с братом Аароном и сестрой Мирьям, который больше походил на выяснение семейных отношений, одна из претензий родственников к пророку сводилась к тому, что «он взял себе в жены кушитку». Комментаторы приводят различные интерпретации этих строк, но практически все считают, что Мирьям и Аарон отнеслись высокомерно к жене Моше, поскольку кушитки – темнокожи. В Торе это событие однозначно названо грехом, а Мирьям, несмотря на то, что она сестра пророка и сама пророчица, была наказана проказой.

К слову, можно вспомнить прекрасные строки из Песни Песней: «Черна я, но прекрасна, дочери Иерусалима, как шатры Кейдара, как занавесы Соломона. Не смотрите, что я смугла, что опалило солнце меня».

Евреи не могут жаловаться на антисемитизм, если сами придерживаются расистских взглядов по отношению к другим. «Сначала проведи работу над собой и лишь тогда стремись исправить остальных», – говорится в Талмуде. А если в Торе и приведены негативные высказывания об отдельных народах, то критика во всех случаях касается их поведения, а не этнического происхождения и цвета кожи.

Хотя слова «не гнушайтесь египтянами, ведь вы сами были пришельцами в их стране» не могут не удивлять. Ведь не пришельцами были мы там, а рабами! И египтяне делали всё возможное для постепенного уничтожения евреев, затем отказывались отпускать евреев из рабства, даже несмотря на обрушившиеся на Египет казни. И теперь евреев призывают «не гнушаться египтянами»?

Всё это правда, но правда и в том, что ранее, во времена страшного голода, египтяне приютили евреев в своей стране. Они чествовали Иосифа, он стал фактически вторым человеком в Египте. Да и зло, обрушившееся на евреев в Египте, произошло, скорее, по воле фараона и элит, а не народа в целом.

Не менее удивителен, на первый взгляд, и посыл «не гнушайтесь эдомитянами, ведь они – ваши братья». Эдом ведь второе имя Эйсава. И в свое время Эйсав ненавидел своего брата Яакова и поклялся его убить. И еще перед рождением братьев их мать, Ривка, встретила прорицателя, который сказал ей: «Два племени в утробе твоей, два народа выйдут из твоего лона. Один народ будет сильнее другого, старший будет служить младшему». Что бы ни означали эти слова и как бы ни трактовался в случае с братьями вопрос первородства, они четко указывают на существование вечного конфликта между двумя братьями и их потомками.

Многие годы спустя, уже во времена Второго Храма, пророк Малахи изречет в божественном пророчестве: «Не брат ли Эйсав Яакову? – говорит Г-сподь. – И однако же Я возлюбил Яакова, а Эйсава возненавидел». А через несколько столетий великий кабалист рабби Шимон бар Йохай выведет закон: «Эйсав ненавидит Яакова. Так устроен мир». Почему же Моше велит нам не отвергать потомков Эйсава?

Ответ прост: Эйсав ненавидит Яакова, но из этого не следует, что Яаков должен ненавидеть Эйсава. Отвечать ненавистью на ненависть – значит опускаться до уровня оппонента. Во время съемок одной из своих телевизионных программ я беседовал с Йегудой Перлом, отцом убитого исламскими террористами журналиста Даниэля Перла. Я спросил его, почему он принимает участие в урегулировании арабо-израильского конфликта. И он с душераздирающей прямотой ответил: «Ненависть погубила моего сына. Именно поэтому я так решительно настроен на борьбу с ненавистью».

Заповедь «не гнушаться» сегодня актуальна как никогда. Мартин Лютер Кинг говорил: «Тьма не прогонит тьму – только свет в силах это сделать. Ненависть не прогонит ненависть – это под силу только любви». А в Коэлет (книге Экклезиаста) сказано, что «есть время любить и время ненавидеть, время для войны и время для мира». Время быть добрым к противнику, а можно поступать с ним так, как он поступает с тобой.

Потому что если человек начнет всегда вести себя с оппонентом, как тот поступает по отношению к нему, стороны окажутся в замкнутом и взаиморазрушительном круге бесконечного возмездия. Время от времени мы вынуждены игнорировать негативный поступок оппонента. Всевышний сотворил этот мир, руководствуясь справедливостью, но увидел, что в таких условиях мир просто не сможет долго существовать. Поэтому Творец построил наш мир, руководствуясь принципами сострадания.

Стать лидером на волне ненависти – несложно. Именно это происходит во многих страх с тоталитарным режимом, когда жизнь всего общества базируется на ненависти. Примеров масса. В 1994 году подконтрольные государству СМИ в Руанде, создав образ тутси-«тараканов», спровоцировали массовые убийства и фактически геноцид представителей этой народности.

Ту же технику в совершенстве освоил и Адольф Гитлер. Она стала прелюдией к самому жестокому в истории нашего мира преступлению против человечности. Ненависть неизменно была самой разрушительной силой в истории, и такой исторический факт, как Холокост, не смог положить ей конец – даже в самой Европе. Ненависть является верным признаком лидерства, цель которого – разрушение.

Великие же лидеры меняют людей к лучшему, делают их добрее, а поступки – благороднее. Этого добились и Вашингтон, и Линкольн, и Ганди. Но саму систему такого лидерства основал Моисей – человек, оказавший самое сильное влияние на развитие мира. Он добился этого, научив евреев искоренять ненависть в своих сердцах. Борись с грехом, но не с грешником. Не забывай прошлого, но не становись его заложником. Борись с врагами, но не уподобляйся им. Научись любить и прощать. Замечай дурные поступки людей, но сосредотачивайся на хороших – на это способен каждый из нас. Только так мы сможем спасти мир, в котором живем.
{* *}