Top.Mail.Ru

Зигзаг сомнений

30.10.2015

Среди огласовок в иврите есть очень редко используемый символ – шальшелет. В книге Берейшит он появляется трижды, и каждое его появление знаменует момент кризиса в жизни героя повествования. В каждом случае шальшелет сигнализирует об экзистенциальном кризисе. Герой в этот момент стоит перед выбором, его решение должно повлиять на всеобщее будущее, но он никак не может решиться сделать выбор. Он разрывается между предложенными ему альтернативами, каждая из которых играет в его жизни огромное значение. Он должен разрешить предложенную дилемму, но любое его решение будет означать отказ от чего-то другого, к чему также тянется его душа. Герой повествования тонет в накале страстей, переживая глубочайшую психологическую драму.

Шальшелет – не простой символ огласовки. Линия шальшелет идет вверх и вниз, снова вверх и опять вниз, будто с трудом продвигаясь к следующему знаку. Знаменитый еврейский мудрец рабби Йосеф ибн Каспи, живший в XVI веке, в своем комментарии на книгу Берейшит раскрыл значение шальшелет, угадав в нем психологическое состояние неуверенности и нерешительности. Графическое изображение шальшелет похоже на молнию, «зигзаг», точку, несколько раз бросающуюся из стороны в сторону. Оно передает замедленное движение, о котором Гамлет говорил: «Решимости природный цвет хиреет под налетом мысли бледным». И в центре этого движения – герой, раздираемый внутренним конфликтом. Шальшелет – это мотив амбивалентности.

***

Мы встречаем шальшелет в стихе Торы, рассказывающем, как Авраам отправляет слугу Элиэзера на поиски жены для своего сына Ицхака. Слуга приходит в город Харан, где когда-то жили родители Авраама, и, подойдя к городскому колодцу, решает проверить нрав местных девушек. Элиэзер загадал, что если пришедшая за водой девушка предложит воды и путнику, а также напоит его верблюдов, она и будет выбрана Творцом в жены Ицхаку. Над фразой, в которой Элиэзер просит Творца, чтобы проверка прошла успешно, над словами «и сказал он» и стоит символ шальшелет.

Комментаторы Торы останавливаются на амбивалентности этого места Священного Писания. Во-первых, насколько устроенная Элиэзером проверка была легитимна? Еврейская традиция запрещает нам полагаться на приметы, и Элиэзер не мог не понимать, что его задумка крайне близка к языческому обряду. С другой стороны, великий еврейский мудрец Ран полагал, что поступок Элиэзера был совершенно легитимным, так как слуга Авраама полагался не на примету, а надеялся, что по поведению девушки поймет, каков у нее характер.

Решение Элиэзеру, в общем-то, приходилось принимать судьбоносное. Но как объясняется в мидрашах, Элиэзер находился в замешательстве не столько из-за сложности выбора или лежащей на нем ответственности, он был в мучительном состоянии из-за самой миссии, в которую его отправили. Ибо, как рассказывается в мидрашах, Элиэзер многие годы надеялся, что Ицхак женится на его дочери. А тут его отправили искать для Ицхака невесту «на стороне». Подтверждение этой идеи можно найти в словах, которыми Элиэзер ответил Аврааму, когда узнал, в какую миссию его отправляют: «А если (улай) эта девушка не пожелает идти за мной сюда?» По мнению великого еврейского мудреца Ибн Эзры, слово улай далеко не всегда носит нейтральный характер, иногда оно свидетельствует о том, что человек не желает развития тех или иных событий. Сказанное Элиэзером: «А что если…» скрыто указывает на тот факт, что подсознательно он хотел, чтобы его миссия не увенчалась успехом. И тогда его дочь снова смогла бы претендовать на замужество с Ицхаком. Именно поэтому Элиэзер пребывал в таком замешательстве, молясь у колодца.

***

История Иосифа и второго шальшелет еще более драматична. Когда Иосиф попал в Египет и стал помощником Потифара – одного из самых влиятельных вельмож при дворе фараона, то его, как известно, попыталась соблазнить жена Потифара. «А Иосиф был статен и красив. И сказала она: “Ляг со мной!” Но тот отказался», сказано в Торе, и над словом отказался стоит шальшелет. Можно себе представить, какие мысли проносились в голове Иосифа в тот момент. С одной стороны, его нравственное начало заставляло его отказаться от соблазна. Кроме того, уступив, Иосиф совершил бы предательство по отношению к Потифару, на которого он работал. И всё же соблазн велик.

К тому же надо учитывать, что в Египте Иосиф оказался в обществе с непривычным для него образом жизни. Впервые, так сказать, познакомился с «огнями большого города». Он был вдалеке от дома, от семьи, о его поступке никто бы не узнал. После невзгод, выпавших на его долю в отрочестве, предложение жены Потифара должно было льстить его самолюбию, да и само по себе было довольно соблазнительным – она была красавицей. Это был решающий момент. В этом случае шальшелет символизирует кризис мыслей и чувств, охвативший Иосифа. В итоге он отвергает предложение жены Потифара, хотя это решение дается ему после глубокой внутренней борьбы.

***

Еще один шальшелет мы находим в истории про уничтожение Сдома. Как написано в Торе, два ангела, побывав в гостях у Авраама, направились в Сдом и сообщили проживающему там Лоту, что вскоре город вместе со всеми жителями будет уничтожен, поэтому ему со всей семьей нужно немедленно бежать. «Лишь только взошла заря, ангелы стали торопить Лота. “Вставай! – сказали они. – Бери жену и обеих дочерей, чтобы не пришел и тебе конец из-за грехов города!” А он всё медлил. Тогда взяли его за руку, вместе с женой и дочерьми, и увели его, поскольку сжалился Г-сподь над ним». В этой фразе шальшелет стоит над словом «медлил».

Сомнения, охватившие Лота, связаны с его самоидентификацией. Вспомним эпизод, в котором Авраам и Лот договорились о разделе пастбища для своих отар: «Лот окинул взором всю равнину Иордана и выбрал себе всю равнину Иордана и двинулся на восток». Таким образом, Лот выбрал своим домом Сдом уже в тот момент, когда про его жителей было известно, что они злы и преступны перед Б-гом и людьми. И в дальнейшем повествовании Торы семья Лота предстает пред нами уже полностью ассимилированной Сдомом. Дочери Лота вышли замуж за местных жителей, а одна из фраз этой истории начинается словами: «А Лот сидел у ворот Сдома», которые комментаторы понимают однозначно – в те времена у ворот города всегда сидели судьи и старейшины и судили споры между горожанами. Лот, в отличие от Авраама, не видел себя в качестве «пришельца и поселенца» – он принял решение обосноваться в равнине Иорданской долины, укрепиться в этом обществе, стать одной из ключевых семей Сдома. Он настолько привязался к этому месту, что ангелам пришлось уводить его оттуда силой.

Испытываемое Лотом чувство привязанности – настоящая наивность души или же самообман. Это можно понять и из текста Торы. Например, когда жители Сдома, враждебно относящиеся к приезжим, хотели надругаться над гостями Лота, а тот попытался их остановить, они ему ответили: «Пришел тут один пожить, а уже судит! Мы тебе сейчас сделаем еще хуже, чем им!» Это ясно показывает, что, несмотря на все оказанные Лоту почести, коренные жители города в глубине души относились к нему, как к приезжему. И несмотря на это, в решительный момент Лот сомневается, медлит, не решается бежать, даже когда городу грозит уничтожение. Ведь он приложил немало сил и энергии для того, чтобы стать своим среди чужих.

***

Лот – яркий пример явления, которое американский психолог Леон Фестингер называл «когнитивным диссонансом». Как считал Фестингер, люди по природе своей стремятся избегать диссонансов, в противном случае они пребывают в состоянии сильного напряжения. Лот не мог решиться на то, чтобы покончить с этим напряжением – и на это указывает символ шальшелет над фразой «он медлил». В этот момент он пытался найти ответ на самый главный вопрос бытия: «Кто я?». Лот так долго старался стать «своим» в Сдоме, что не был готов покинуть это место. К сожалению, в 30-е годы XX века многие евреи Германии, Австрии, Польши и других стран Европы отказывались уезжать – не могли или не хотели как ехать, так и осознать грядущей Катастрофы.

Кстати, теория Фестингера среди прочего объясняет и поведение жены Лота, которая, как известно, оглянулась назад вопреки запрету ангелов и превратилась в соляной столп. Фестингер называл этот синдром «диссонансом после принятия решения». Он писал, что чем значительнее вопрос, тем дольше человек откладывает свое решение и тем больше впоследствии мучается сомнениями о том, что уже сделано. Люди начинают переоценивать свой выбор, им нужны дополнительные подтверждения – и тогда они «оглядываются назад».

Символ шальшелет, сопровождающий сомнения Лота, – скрытый намек на жизнь евреев в XX веке. Впервые став частью коренного населения, европейские евреи испытывали двойственные чувства и сложности с самоидентификацией. И чем активнее они стремились слиться с большинством, тем больше вызывали подозрений со стороны окружающих, и тем выше в обществе поднимался градус антисемитизма.

Истории жизней Лота и Авраама являются ярчайшим вневременным противопоставлением колебаний и уверенности, основанной на знании своих корней и понимании их сущности. Лот, пытавшийся прожить чужую жизнь, осознал, что он так и остался чужаком, пришельцем, человеком второго сорта. Авраам жил иной жизнью – уединенно и оставаясь верным себе, своей миссии и заключенному с Б-гом союзу.

Джонатан Сакс
{* *}