Зачем страдают невинные?

06.01.2016

Это, пожалуй, самый важный вопрос веры. Для атеистов тут всё просто – они не ждут от мира справедливости и уверены: плохое случается просто потому, что случается. И претензии тут предъявлять не к кому, если только кто-то конкретно не совершил ошибку. Для идолопоклонников всё еще проще – они воспринимают мир как арену, на которой боги ведут друг с другом вечную войну, а люди – всего лишь безвольные жертвы этой борьбы, и всерьез рассчитывать на справедливость им не приходится. Но для последователей авраамических религий это тяжелейшая тема – ведь философия их веры заключается в том, что Г-сподь справедлив. Почему же тогда существует зло?

Каждый из нас знает, что иногда обстоятельства складываются таким образом, что вынуждают нас смириться со злом. Более того – бывает, мы и сами причиняем зло. Причем не случайно, а сознательно. Утешая себя мыслями, что делаем это ради благой цели. Родители понимают, о чем речь – ведь они дают заболевшему ребенку горькое лекарство или тащат на болезненные медицинские процедуры, несмотря на плач и сопротивления чада. Хирург тоже меня поймет – ведь в какой-то момент (а зачастую и по жизни) он должен отстраниться от всего сентиментального и воспринимать пациента как безмолвный объект, с которым надо произвести назначенные болезненные манипуляции. Иначе он просто не сможет его прооперировать.

Политики, кстати, постоянно вынуждены принимать тяжелые решения, которые для части граждан могут обернуться личной трагедией, но позволят избежать катастрофы всей стране. Например, проводя в кризис масштабные сокращения на предприятиях и обрекая сотни тысяч людей на безработицу и резкое падение уровня жизни, но тем самым спасаясь от всеобщего экономического краха, избегая финансовой катастрофы уже для миллионов. Не говоря уж о случаях военных действий, когда власти отправляют солдат на верную смерть, но надеются таким образом защитить жизни и спокойствие мирных сограждан.

Политик, уклоняющийся от принятия подобных решений из сопереживания пострадавшим иль страха перед последствиями, в результате окажется слабым и недальновидным лидером, приведшим к кризису и катастрофе страну. Как не справится со своей задачей хирург, испугавшийся вида крови, и провалит свою миссию по воспитанию родитель, пожалевший детскую попку для укола. Иногда нам стоит забыть об инстинктах – конечно, если мы делаем что-то с благой целью.

***

Однако если смотреть всё время на происходящее «глазами Б-га», сверху вниз, понять события с позиции Небес, значит, необходимо смириться со страданиями людей, и не просто смириться – осознать, что они нужны и в долгосрочной перспективе имеют большое значение. А если понять, для чего они нужны и почему для светлого будущего важна печальная действительность, то можно осознать и абсолютную справедливость истории. Но за такую возможность предстоит заплатить слишком большую цену – чтобы постичь ход истории глазами ее Творца, надо перестать быть человеком. Не отзываться на плач унижаемых, не сопереживать порабощаемым, не позволять негодования при виде несправедливости, отказаться от желания вмешаться и изменить ход истории. И принять всё, что происходит. Но это знание находится на уровне Б-га, для человека его обладание сопряжено с отказом от всех человеческих чувств.

Как бы ни была глубока вера евреев в Предвечного и Его провидение, они никогда не могли смириться с происходящей несправедливостью. Альберт Эйнштейн говорил о «почти фанатичной любви евреев к справедливости, за которую он бесконечно благодарен судьбе, что рожден евреем». Современные психологи называют это обостренным чувством справедливости и говорят, что среди пациентов с такой симптоматикой встречается немало евреев. Лучший пример – это, конечно, Иов. Он считал свою судьбу несправедливой. При этом сопереживающие ему были с ним не согласны: раз Творец справедлив, то и все обрушившиеся несчастья небеспричинны, говорили они. По ходу развития этой истории мы понимаем, что Иов оказывается на грани богоотрицания, из чего, вроде бы, можно сделать вывод, что наказан он был не без греха. Но в финале книги «Иова» Творец неожиданно говорит этим сопереживающим: «Горит гнев мой на вас, ибо говорили вы обо мне не так верно, как раб мой Иов». Выходит, что протестующий против судьбы Иов угоднее Б-гу, чем те, кто смирился с действительностью?

Всё происходящее с человечеством в целом или отдельно взятым человеком имеет свои причины. Но зачастую бесполезно докапываться до причин, это знание непостижимо для нас, а с точки зрения нравственности может оказаться даже опасно. Так как через обесчеловеченье приведет нас к смирению с неизбежностью зла. Творцу угодно, чтобы мы оставались людьми. Он ждет, что мы будем бороться со злом, а не постигать его.

Джонатан Сакс