Top.Mail.Ru

Ролевые игры иудеев

05.02.2016

«Йоббик» – известная и пользующаяся популярностью в Венгрии ультраправая националистическая партия, лидеры и члены которой придерживаются откровенно расистских и антисемитских взглядов. И хоть партия по итогам минувших выборов попала в парламент, интеллектуальный уровень ее членов остался на кухонном уровне: они обвиняют евреев во всех бедах, уверяют, что Израиль вот-вот оккупирует Венгрию, а в качестве доказательств ссылаются на Протоколы сионских мудрецов.

До недавнего времени в «Йоббике» состоял молодой и перспективный политик Шанад Шегеди. Он должен был стать кандидатом на выборы в парламент и готовился войти в руководящие органы партии. Но были у него и недоброжелатели и конкуренты среди коллег по партии. Они провели частное расследование и нарыли совершенно компрометирующую для члена националистической партии информацию – бабушка Шегеди по материнской линии оказалась еврейкой, выжившей в Освенциме. Данные о еврействе Шегеди мгновенно слили в интернет, и очень скоро информация дошла до всех членов партии. В том числе и до самого Шегеди, для которого она оказалась не менее шокирующей, чем для остальных. Он бросился к еще живой бабушке и буквально щипцами вытянул из нее признание: да, она попала вместе с родителями в детстве в Освенцим, родители погибли, но она чудом выжила, а потом всю жизнь из страха перед новыми преследованиями скрывала от всех свое еврейство.

У Шегеди не осталось другого выхода – он публично признал свое еврейское происхождение. Один из однопартийцев в ответ на это заявил: «Лучше бы тебя было пристрелить и похоронить как истинного венгра», а другой посоветовал Шегеди выступать не с признаниями, а с публичными извинениями. Именно эти слова побудили Шегеди выйти из партии «Йоббик». «Я подумал: за что мне извиняться? За то, что мою семью сожгли в Освенциме?» – вспоминает теперь Шегеди, жизнь которого после этой истории диаметрально переменилась. Теперь бывшую восходящую звезду венгерского национализма зовут Давид. Он начал интересоваться иудаизмом и еврейскими традициями, сделал обрезание и стал соблюдать субботу, ходит в синагогу и на курсы иврита. Но политику не бросил, просто радикально сменил сектор – теперь Шегеди ратует за соблюдение прав всех людей, а не только венгров.

История Шегеди – не просто интересный случай. Она раскрывает перед нами всю суть предательской человеческой природы. Мы называемся людьми не только потому, что наделены разумом и способностью мыслить, но и потому, что мы способны к эмпатии и сопереживанию. Любой младенец начинает плакать, услышав крик другого ребенка. Любого нормального человека передергивает, когда он видит, что другой прищемил руку. Он просто перекладывает его боль на себя. В нашем мозгу есть зеркальные нейроны, которые заставляют нас делать это. Homo sapiens – животное нравственное.

И тем не менее история человечества – это непрекращающаяся череда войн, насилия и жестокости. Причем уровень развития цивилизации никак ее не ограничивает. Античные греки подарили миру великие произведения искусства, грандиозные архитектурные и литературные памятники, но это не помешало им уничтожить все эти памятники и изрядную часть мирного населения во время кровопролитной Пелопонесской войны между Афинами и Спартой, длившейся всю первую четверть V века до н.э. А европейское общество 20–30-х годов XX века представлялось тоже вполне себе миролюбивым и гуманным, но это не помешало спустя несколько лет развернуться гигантской Катастрофе, которая стерла в пыль пол-Европы и десятки миллионов человек.

Совершая добрые дела, мы уподобляемся ангелам, если же творим зло – то зверям. Как мы выбираем, кем быть?

***

Платон считал, что человек должен учиться, чтобы отличать хорошее от плохого, и выводил из этого, что знание и есть главная добродетель. Аристотель же полагал, что добродетель усваивается с детства, становится частью внутреннего порядка и личности человека. Адам Смит и Дэвид Юм говорили, что нравственность рождается в эмоциях, а Эммануил Кант называл добродетелью разум как таковой.

Каждое из этих четырех объяснений находит свое отражение и в трудах еврейских ученых и философов. Мудрецы Талмуда, например, ввели специальный термин – тинок шенишба, называя так оторванного от знания человека, которого не научили в детстве, что плохо, а что хорошо. Маймонид, в свою очередь, соглашался с Аристотелем в том, что добродетель – это следствие хорошо усвоенной привычки, так как установленный и веками соблюдаемый закон способен изменить, улучшить человеческую природу. Один из еврейских мидрашей гласит, что когда Предвечный творил миры, часть ангелов была за создание человека, а часть – против, и в их споре он и родился, и такое эмоциональное восприятие мира созвучно дискурсу Смита и Юма. А принцип Канта схож с принципами еврейских талмудистов, для которых сам процесс постижения, работы мозга представляет зачастую большую ценность, чем изучаемый материал.

Знания, чувства, воспитание, понимание – это, конечно, хорошо, но они не изгнали из сознания человека сидящую там тьму. Я-то думаю, что совсем не они являются основой нравственности. Всё дело в том, что мы – животные стадные и испытывающие страх перед членами другого стада. Мы сбиваемся в стаи, и именно это является причиной появления нравственности и одновременно же причиной для насилия. К близкими, к представителям нашей стаи мы способны на альтруистические поступки, но по отношению к чужакам мы испытываем страх, который толкает нас на чудовищные деяния.

По определению американского психолога Джонатана Хайдта, нравственность связывает и ослепляет. Она связывает нас с другими людьми узами взаимовыгодного альтруизма. Вместе с тем мораль ослепляет нас при взгляде на тех, кто стоит по другую ее сторону. Мораль объединяет и вместе с тем разделяет.

Самые страшные преступления против человечества были совершены против чужаков, аутсайдеров, «не таких, как мы». Для этого, как правило, жертв надо лишить человеческого статуса: греки и римляне считали всех остальных варварами, немцы называли евреев чумой, а в Руанде во время геноцида племени тутси, в результате которого погибло свыше 800 тыс. человек, представители племени хуту называли их не иначе как инъензи, «тараканы». Когда один человек лишает другого человеческих качеств, и начинает зарождаться абсолютное зло. Убийцы и сами начинают думать, что никаких преступлений против человечества они не совершают, а просто выполняют свои обязанности по уборке, очистке территории от инородных существ. Многие нацисты даже верили, что исполняют моральный долг, отправляя миллионы людей в газовые камеры, бомбя европейские города, сжигая деревни и всё на своем пути. Точно так же террористы-смертники и бойцы «Исламского государства» (запрещенная в России организация) убеждены, что ведут праведную войну во славу.

***

Вот почему так важны слова, которые мы читаем на этой неделе в главе Торы «Мишпатим»: «Не притесняйте переселенцев, ибо знаете вы, каково приходится им, ведь вы сами были переселенцами в земле египетской!» Особую актуальность эти слова принимают и потому, что на Европу как раз сейчас идет новая волна беженцев из Сирии и Северной Африки. И снова, в том числе из Венгрии, звучат призывы не пустить, закрыть границы, наказать этих «других».

Наказ не отвергать, в том виде, как он дан в этом фрагменте, если задуматься о смысле, говорит о том, что невозможно понять и принять пришельца до тех пор, пока сам не оказался на его месте. Мы должны помнить, что все когда-то и где-то были чужаками, оказывались преследуемы, становились жертвами. Пребывая в состоянии абсолютной свободы, мы должны помнить о том, что значит быть рабом.

Именно это и произошло с Шанадом Шегеди – он представлял агрессивное большинство и в одну минуту обнаружил себя в составе ненавидимого меньшинства. От антисемитизма его вылечила смена ролей. Лучший способ избавить человека от антисемитизма – дать ему почувствовать себя евреем.

Джонатан Сакс


{* *}