Одиночество в толпе

17.06.2016

Библейская глава Насо, которую иудеи всего мира читают на этой неделе, – самая длинная из всех глав Торы: в ней 176 стихов. А кульминация ее заключена в нескольких строках, знакомых практически каждому еврею, и не только: «Благословит тебя Г-сподь и охранит! Озарит тебя Г-сподь сиянием своим и помилует тебя! Обратит к тебе Г-сподь свой лик и пошлёт тебе мир!» – это одна из самых древних еврейских молитв, которая в том или ином виде была переведена на языки народов мира и адаптирована как в христианскую, так и мусульманскую литургию.

Во время служения в Иерусалимском храме именно этими словами первосвященники благословляли народ, да и сегодня коэны во время утренней молитвы во всех синагогах Израиля произносят это благословение ежедневно, в других странах тоже произносят, но только по праздникам. Зато по всему миру в пятницу вечером с наступлением шаббата отцы и матери благословляют этими словами своих детей.

В 1979 году археолог Габриэль Баркай изучал древние надгробья в Катеф-Хинноме, за пределами Иерусалима, на территории, где сегодня расположен центр Менахема Бегина. Сопровождающий археолога 13-летний помощник обнаружил скрытый тайник. Попав в помещение, археологи нашли около тысячи древних артефактов, среди которых были два крошечных серебряных свитка – каждый длиной не больше 2,5 см. Процесс постепенного разворачивания свитков и поиска методов их консервации занял три года. По мере изучения текстов выяснилось, что это кмайот – свитки-амулеты со Священными текстами, среди которых были и эти благословения первосвященников. Профессор Баркай датировал находку периодом VI века до нашей эры, отнеся ее к эпохе пророка Ирмиягу и последним годам существования Первого Храма. Таким образом, эти свитки появились на 4 века раньше знаменитых Свитков Мертвого моря, считавшихся до того момента самыми старыми библейскими манускриптами. Сегодня эти кмайот хранятся в Музее Израиля и свидетельствуют, что слова с этими благословениями были в старейших библейских текстах.

Сила этих благословений – в их простоте и красоте. Они представляют собой четкую и ритмичную структуру: в оригинальном тексте на иврите в первой строке этого благословения – 3 слова, во второй – 5 слов, в третьей – 7, и в каждой из строк второе слово – «Г-сподь». Кроме того, первая часть каждой из строк благословения указывает на активное участие Творца – «благословит», «озарит» и «обратит лик». Вторая же часть говорит, в чём именно будет выражаться благословение – в защите, милости и мире.

У каждого из благословений есть и скрытый смысл. По мнению многих комментаторов Священного Писания, фраза «Благословит тебя Г-сподь и охранит!» указывает на физическое здоровье и материальное благосостояние. Фраза «Озарит тебя Г-сподь сиянием своим и помилует тебя!» относится к благословениям нравственного толка, поскольку призывает к благосклонности и милосердию. Третье же благословение – «Обратит к тебе Г-сподь свой лик и пошлёт тебе мир!» – затрагивает самые глубинные сферы человеческого существования.

Есть история о том, как толпа людей собралась на холме у моря, чтобы увидеть проплывавший мимо огромный корабль. Один маленький мальчик махал вслед кораблю особенно усердно.
– Зачем? – спросили его.
– Я машу так, чтобы меня увидел капитан корабля – и помахал мне в ответ, – объяснил мальчик.
– Но ведь корабль плывет так далеко от нас, и ты тут не один – нас целая толпа. Почему ты решил, что капитан обязательно тебя увидит?
– Потому что капитан этого корабля – мой отец. И я знаю, что он будет искать меня в толпе, – ответил мальчик.
Примерно такой же смысл вкладывается в слова «Обратит к тебе Г-сподь свой лик». На нашей планете живет около семи миллиардов человек, и все мы – лица в толпе, волны огромного океана, песчинки на морском берегу. А еще мы – дети Творца, который обращает к нам своё лицо. И значит, мы – не просто лица в толпе, Он видит в каждом из нас личность. И это, кстати, одна из причин, почему эти благословения сформулированы в единственном числе: «охранит тебя», «пошлёт тебе мир», а не «охранит вас», «пошлёт вам мир». Таким образом подчеркивается, что Творец благословляет не столько нас всех вместе, сколько каждого в отдельности. Как говорили еврейские мудрецы: «Каждая жизнь – это целая вселенная».

Конкуренция, вечная борьба, беззаконие и жестокость – вот наш мир. Мы постоянно должны доказывать свою значимость: один – сильнее, второй – богаче, третий – успешнее. Заставлять других испытывать страх, навязывать им свою волю, превращать человека в жертву, раба, предмет. А я – как тот мальчик – стою в толпе и наблюдаю за проходящим мимо кораблем. И я точно знаю: Он ищет меня в толпе и машет мне в ответ.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс


Шейндл Кроль