Top.Mail.Ru

Каббала и наука: три области взаимодействия. Часть II

27.08.2007

Описание трех основных аспектов пересечения современной науки с ключевыми идеями Каббалы

(Окончание. Начало см. Каббала и наука: три области взаимодействия. Часть I)

3. Рассеянная энергия

Согласно еще одному утверждению современной физики, все физические структуры обладают самым низким уровнем энергии. Этот фундаментальный принцип отражен в каббалистической доктрине «нисходящих миров», рассматривающей сотворение мира как нисхождение безграничной Б-жественной энергии и ее застой в материальной реальности.

Цель такого нисхождения — обеспечить Всевышнему место в низшем из миров, где Его Слава распространится через служение Ему и исполнение заповедей Торы. Раскрытие Б-жественного величия, которое станет финальной стадией исправления этого мира, превзойдет по своему масштабу все предыдущие проявления Создателя, имевшие место с момента сотворения мира.

По мнению многих физиков, Вселенная уже достигла самого низкого уровня распространения энергии. Согласно Каббале, это означает, что наш мир готов принять новое состояние симметрии и гармонии, безусловным знаком которого является Шаббат. Представим себе сотворение мира как процесс, связывающий два баланса, две переходящие друг в друга гармонии. Первый «Шаббат» является бесконечным проникновением Б-жественного Света, озарившего реальность и олицетворяющего «первую мысль» Создателя о сотворении мира на основе принципа дин (справедливости и правосудия).

Одновременно с этой мыслью Всевышний решил объединить дин с принципом сострадания (рахамим). В Мидраше рассказывается о том, как два взаимоисключающих принципа, отраженные в символах хесэд (благожелательность) и эмет (правда), спорили друг с другом перед тем, как Творец создавал этот мир. Правда требовала, чтобы Всевышний не создавал наш мир, который со временем наполнится ложью и фальшью; благожелательность же настаивала на необходимости сотворения мира, опираясь на волю Всевышнего и Его доброту, благодаря которым мы получили возможность помогать друг другу.

Истинная цель творения, таким образом, свидетельствует о том, что Б-жественная душа в качестве своей «одежды» выбирает обычное физическое тело. Только в этом случае человек имеет возможность исполнить Волю Творца через исполнение заповедей Торы. Только так возможно пробудить скрытый потенциал Б-жественного духа, обитающего во Вселенной.

Величие эры Мошиаха заключается в наступлении в этом мире вечного Шаббата. Совершенство Шаббата непреложно и вечно, и только наше сознание является предметом для изменений и искажений, ставших следствием материальных требований. Освободившись от гнета материального, мы освобождаем душу и направляем ее в русло истинного служения Б-гу.

Каббала пересекается с современной наукой по трем описанным выше принципам: единства с природой, субатомной реальности и рассеяния энергии. В Каббале это, соответственно, «первобытное прошлое», продолжительность текущего момента и развитие будущего.

Ицхак Гинзбург

{* *}