Самая важная неопределенность

25.04.2012

Согласно популярной в Израиле шутке, любую задачу можно решить тремя способами — правильно, неправильно и по-еврейски. По сути, внимательное прочтение Торы указывает на то, что все существующее в мире относится к одной из трех сфер — добру, злу и к третьей сфере, определение для которой найти не так просто. Согласно Галахе, она называется «произвольной» (ивр. решут). В работах, посвященных Каббале и хасидизму, она упоминается как «полупроницаемая оболочка» (ивр. клипа нога) или просто «неопределенность». По существу, в этой третьей категории любая вещь — это не то, чем она является, но то, каким образом вы ее используете. Ее можно поднять на уровень святости или опустить в мир греха — в зависимости от того, что вы с ней делаете, как используете ее и даже о чем вы думаете, пока она с вами.
 
Приведем пример: употребление мацы в Песах или кидуш на вино в Шаббат — это заповеди, исполнение Б-жественной воли. Когда еврей ест свинину или смешивает в одном блюде мясное с молочным он совершает авейру (нарушение Б-жественной воли). Но есть и третья, «нейтральная» сфера: самый обычный обед в будний день. Есть и еще один пример из жизни — финансовые вопросы. Жертвование денег на благотворительные цели — заповедь, воровство — грех, но есть и третий, нейтральный вид взаимодействий — покупка, продажа, заем и инвестиции, которые не подпадают ни под одну из двух категорий. В качестве примера можно взять и нашу речь: слово, связанное с изучением Торы или произнесенное в ходе молитвы, свято; сплетни и ложь — греховны, но есть и обычные разговоры, которые не относятся ни к тому, ни к другому.

Согласно мнению хасидских мудрецов, вот это самое «неподпадение ни под одну из категорий» — самая важная часть возложенной на нас в этом мире миссии.

Как в сфере святости, так и греха мы не вносим личный вклад в то, каким станет тот или иной поступок. Единственное, что от нас зависит — это принятие решения о том, что именно мы сделаем. Исполним ли мы заповедь или упустим возможность привнести Б-жественность в наш мир и сделать его лучше? Или же, нарушая Б-жественную волю, мы создадим в наших душах вакуум? А может, мы закалим характер и доставим удовольствие Создателю, устояв перед искушением? Заповедь и греховный поступок не зависят от того, исполним мы их или нет. Наши действия оказывают влияние только на наш внутренний мир и на состояние нашего мира, но не определяют характер поступков. Эти правила существуют вне зависимости от нас, и единственный выбор, перед которым мы стоим, заключается в том, подчинимся мы им или восстанем против них.

Но Всевышний сотворил человека не для того, чтобы у него была своя, заранее определенная роль в продуманном космическом плане. В Его Вселенной и так достаточно пассивных участников — это растения, животные, планеты и ангелы. Б-г создал человека потому, что хотел, по выражению Талмуда, получить «партнера по сотворению мира» — кого-то, кто сможет записать правила и исполнять все пункты плана вместе с Ним.

По словам Любавичского Ребе Менахема Мендла Шнеерсона, именно этот факт объясняет любопытный закон о плодовых деревьях, упомянутый в 10-й главе книги Ваикра. Всевышний повелел Моше Рабейну сообщить евреям, что плоды первых трех лет запрещены в пищу. Плоды, созревшие в четвертый год, следует принести в Иерусалим и съесть их там при условии полной ритуальной чистоты; а на пятый год мы можем делать с плодами все что угодно — есть, продавать, готовить из них различные блюда. Такой порядок кажется странным. Наверняка эта последовательность должна быть иной: запрет, разрешение, освящение. Но мы идем от одной крайности к другой, а затем попадаем в середину.

На самом деле, в этой цепочке пятый год является самым святым. В сфере нейтрального в жизнь претворяется самый существенный аспект нашей жизни. В данном случае мы определяем не только свои дальнейшие действия, но и уровень значимости этих поступков. Перед нами необработанная глина творения, и Творец в ожидании наблюдает за тем, что мы сделаем с ней.

Янки Таубер

Шейндл Кроль

Tэги: каббала