Top.Mail.Ru

Традиции

Шейндл Кроль

Великая еврейская депрессия

24.06.2016

Великая еврейская депрессия

24.06.2016

На публике мы все стараемся вести себя расслабленно, невозмутимо и светиться оптимизмом. Но за внешне благополучным фасадом зачастую скрываются дикие бури эмоций – настолько сложными кажутся нам свалившиеся на нас проблемы и столь хрупкой – наша жизнь. Наверняка каждый из нас на определенном этапе жизни испытывал подобные эмоции – когда мы знали, где находимся, и чётко понимали, что быть там не хотим. Но не могли оттуда вырваться. Таковы обычно предвестники отчаяния.

Я не раз испытывал подобные чувства и каждый раз в такой ситуации вспоминал пример гораздо большего, катастрофического, почти вселенского отчаяния – полного разочарования Моисея в еврейском народе. Об этом случае мы знаем из библейской главы Бехаалотха, которую мы читаем на этой неделе.

Дело было в пустыне. Народ Израиля снова занимался своим любимым делом – жаловался на плохое пропитание. И с ностальгией вспоминал Египет, в котором, может, и было рабство, но рыбы-то было достаточно! Конечно, Всевышний в ответ на эти стенания снова разгневался, но, похоже, Моисей разозлился ещё сильнее – с ним случился серьезный эмоциональный срыв, и он что есть силы возопил к Б-гу. «Зачем Ты сделал зло рабу Твоему? – вопросил Моисей, имея в виду себя. – Чем я так неугоден Тебе, что Ты взвалил на меня бремя всего этого народа?! Разве я зачал этот народ, разве я породил его?! Я не могу один нести весь этот народ, для меня это слишком тяжелая ноша! Лучше убей меня сразу, дабы не увидеть мне беды моей».

Для меня эти слова стали примером абсолютного отчаяния. И каждый раз, ощущая, что больше просто не в состоянии продолжать начатое дело, я перечитывал эти строки и думал про себя: «Если я еще не достиг такой степени отчаяния, значит, все в порядке».

Вообще же, это, конечно, далеко не единственное описание отчаяния в священном тексте. И, кстати, обычно испытывают такие душевные страдания величайшие герои духа. Не только Моисей умолял о смерти, ниспослать ее на свою голову просили и пророк Элиягу, и пророк Ирмиягу, и пророк Йона. Моменты отчаяния не раз встречаются и в Псалмах царя Давида, например: «Причислен я к числу покойных, всех сил лишенных. Ты отправил меня в пропасть преисподней, во мрак и бездну».

На самом деле все эти библейские истории об отчаянии транслируют нам более чем либеральную мысль: иудаизм не обещает душевного блаженства, не дает гарантии, что человека минуют болезни и страдания. Но при этом только стоики стремились к апатии в философском смысле, бесстрастному и невозмутимому образу жизни. Иудаизм же не предлагает нам нирваны, буддистского безмятежья, свободы от желаний и привязанностей, смирения и спокойствия, хотя эти состояния души прекрасны сами по себе и, вообще-то, не противоречат мистическому понимаю иудаизма и каббале.

Почему же иудаизм не предлагает нирваны? Потому что иудаизм – это вера тех, кто стремится менять мир. Большинство религий базируется на принятии мира таким, какой он есть. Иудаизм – это протест против этого мира с его несправедливостью и мечта построить иной. Быть евреем – значит занимать активную жизненную позицию и менять жизни других людей к лучшему – залечивать раны этого мира. Но люди в массе своей боятся и не хотят никаких перемен – оттого и отчаяние Моисея, царя Давида или пророка Элиягу.

Меж тем от возложенной миссии их – как и каждого из нас – никто не освобождал. Моисей должен был создать для народа Израиля общество, в корне отличное от египетского – дарующее свободу, а не порабощающее. Но вот евреи меняться не хотели, хуже того – они погрузились в странную ностальгию по рабской жизни. Как иронизировали наши мудрецы: «Вывести евреев из Египта гораздо проще, чем вывести Египет из евреев». И когда Моисей услышал очередной ропот недовольства, то решил, что миссия его полностью провалилась.

И Б-г утешил Моисея, причем, с точки зрения теории управления персоналом, самым простым и логичным способом: не можешь один нести это бремя – найти себе помощников. Всевышний повелел Моисею отобрать семьдесят старейшин, которые разделили бы с ним всю тяжесть руководства народом. Самое удивительное, что после этой истории Моисей предстает уже другим человеком: на протяжении всех остальных книг и глав Торы он остается абсолютно спокойным и беспристрастным, даже во время драматичного семейного конфликта с братом Аароном и сестрой Мирьям, который происходил из-за Ципоры – жены Моисея.

В этой библейской истории об отчаянии перед нами на самом деле разворачивается детальное описание психодинамики эмоционального кризиса. Главное правило в таких ситуациях – не оставаться одному. Ибо депрессия сама по себе изолирует человека от окружающих. Поэтому Моисей и обзаводится помощниками. Это, кстати, очень перекликается с талмудическим высказыванием о том, что пленник, как правило, не способен самостоятельно освободить себя, ему должен кто-то помочь. Так и человеку в депрессии нужен тот, кто поможет выйти из нее. Причем нам детально так и не известно, что именно делали семьдесят старейшин и чем они Моисею помогли, но уже то, что они были рядом – резко облегчило ему жизнь. Иногда важно, чтобы просто кто-то был.

Джонатан Сакс

{* *}