Top.Mail.Ru

Учитесь у ангелов!

14.07.2004

01.jpgВ предыдущих главах я неоднократно упоминал «Книгу ангела Разиэля» — одно из древнейших сочинений в области практической и теоретической Каббалы. Можно долго (и безуспешно) спорить о ее аутентичности, однако давайте рассмотрим ее происхождение.

Легенды говорят, что на третий день после изгнания из рая к Адаму явился ангел Разиэль и дал Адаму вышеупомянутую «Книгу ангела Разиэля». Ангелы, возревновав к мудрости, полученной обычным человеком, похитили книгу и зашвырнули ее глубоко в море. Тогда по приказанию Всевышнего Рахав – «князь моря», ангел, управляющий всеми земными водами — достал книгу и вернул ее Адаму.

Как я уже говорил, аутентичность имеющейся у нас «Книги ангела Разиэля» — вопрос спорный, потому что один из ее разделов называется «Книгой Ноаха», а Ноах (Ной) жил уже после Адама. В «Книге Ноаха» также упомянуты тайны практической Каббалы. Предисловие к ней говорит, что за 120 лет до начала Всемирного Потопа к Ноаху явился ангел Рафаэль и принялся обучать его различного рода премудростям, в первую очередь, постройке ковчега, поскольку в то время опыта строительства таких огромных судов не было. Полученную от ангела премудрость Ноах записал в книгу... Конечно, ее следовало бы назвать «Книгой ангела Рафаэля», но народ назвал ее «Книгой Ноаха».

Сделаю небольшое отступление и скажу, что мимо такого хорошего названия, как «Книга ангела Рафаэля», евреи пройти не могли. В конце XIX -начале XX века крупнейший польский раввин — каббалист Иегуда — Йюдл Розенберг составил сборник советов по практической Каббале под названием «Книга ангела Рафаэля». Книга эта написана простым и ясным языком, имеет форму словаря и очень удобна для использования, поэтому за 100 лет выдержала огромное число переизданий. Так что не исключаю, что без вмешательства ангела тут не обошлось. Еще замечу, что перу того же раввина принадлежит перевод «Зоhара» с арамейского на иврит ("Зоар им лашон кодеш") – единственный перевод, одобренный Любавичским ребе (есть письмо от рабби Шолома Дов-Бера, ребе РАШАБ).

Однако вернемся к «Книге Ноаха». Анализ ее текста позволяет предположить, что если не написана, то по крайней мере отредактирована она уже во времена Первого Храма. Небольшой отрывок из этой книги я вам сейчас приведу.

«Во имя Г-спода Б-га Израилева, начнем эту книгу – из книг тайн, что даны Ноаху (Ною), сыну Лемеха, сыну Метушелаха, сыну Ханоха, сыну Йереда, сыну Мехалиэля, сыну Кейнана, сыну Эноша, сыну Шета, сыну Адама – из уст ангела Разиэля (по другим версиям – Рафаэля – А.Р.), в год постройки ковчега, перед тем, как он (Ноах) туда вошел.

И записана она (книга) на сапфировом камне письмом ясным, и оттуда учил (Ноах) деяния чудесные, и пути понимания, и мысли сокрытые, и советы, как исследовать ступени высшие, витающие во всех семи небесах, и объяснять все по звездам, и понимать каждый обычай, и исследовать Луну, и знать каждый путь – от пути глупого мотылька до путей Плеяд, и какие имена (Вс-вышнего и ангелов) говорить на каждом небе; и какова их (ангелов) служба, и в чем они успешны, и (каковы) имена стражей на каждом небе, и (как) приказывать им делать все желаемое – каждый, приближающийся к ним, пусть хранит чистоту – и знать от них деяния жизни и деяния смерти, понимать добро и зло, исследовать эпохи и мгновения, знать время рождения и время смерти, время болезни и время выздоровления, объяснять сны и видения, вызывать битвы и прекращать войны, властвовать над ветрами – посылать их, подобно своим слугам, на четыре стороны света, голосом громогласным, — рассказывать, что случилось на небесах и что будет в каждый месяц и год – будет ли урожай или голод, война или мир; быть, как одному из Приводящих в Трепет (ангелов) – знать и понимать сокровищницы небес.

Из мудрости этой книги выучил Ноах, как сделать ковчег из дерева гофер (дерева смолистого), и укрыться от вод очищающих, вод потопа; взять с собой два (самца и самку некашерных животных) и семь (пар кашерных животных, предназначенных для жертвоприношения – А.Р.), и взять с собой из каждой пищи и каждого корма (для животных), и положил ее (книгу) в золотой ларец.

Главы поколений от Авраhама до Моше:

Авраhам
Ицхак
Яаков
Леви
Кеhат
Амрам
Моше
Важно: каждый из перечисленных – сын предыдущего!

А перед тем, как зашел в ковчег, изучил из нее времена дней и времена ночей (календарь), и как устоять против греха – и когда вышел из ковчега, использовал это всю свою жизнь, и в час смерти передал Шему (своему сыну), а Шем – Авраhаму, Авраhам – Ицхаку, Ицхак – Яакову, Яаков – Леви, Леви – Кеhату, Кеhат – Амраму, Амрам – Моше, Моше – Иеhошуа (бин Нуну), Иеhошуа – старейшинам, старейшины – пророкам, пророки – мудрецам, и так в каждом поколении, пока не встал царь Шломо (Саломон), и открылась ему книга тайн, и понятлив был очень в словах тайных, и понимал их, и управлял всеми духами и всеми вещами, обитающими в мире, разрешал и запрещал их; и преуспел очень в мудрости книги этой, потому что много книг было передано ему в руки, и эта – самая дорогая. Счастлив глаз видящий, ухо слышащее и сердце, понимающее мудрость семи небес, и все, что на них; учить и понимать каждую вещь – действовать, размышлять и понимать книгу эту.

Имя первого неба – шамаим, и на нем 6 станов (лагерей) ангелов и 7 тронов уготованы там, и восседают на них 7 стражей, и озирают станы ангелов, и слушают людей в час занятий их (Каббалой), и каждый, кто хочет заниматься их именами, должен остерегаться от греха – и будет успешен в делах своих во всех ангельских станах.

Семь стражей этих властвуют над посыльными своими. И вот семь имен сидящих на семи тронах:
Имя первого – Орфаниэль,
Имя второго – Игда,
Имя третьего – Дуhэль,
Имя четвертого – Палмия,
Имя пятого – Асимор,
Имя шестого – Паскор,
Имя седьмого – Пуэль.

Созданы они из огня, и являются они в виде огня пылающего, ибо из огня вышли. И ангелы, служащие им, не выходят без разрешения заниматься делами, пока не выйдет им голос из уст семи стражей, сидящих на тронах и правящих ими, так как под их властью они и с их разрешения ходят...» Таково начало «Книги Ноаха», включающей в себя многочисленные тайны.

С Моше-рабейну занимался ангел по имени Загнэль, что дает возможность шутникам утверждать, будто Моше-рабейну был ашкеназским (европейским) евреем и говорил на идиш ("Загнэль" от слова "зогн", "сказать" на идиш. То есть ангел учил Моше на идише, следовательно, Моше был ашкеназским евреем... ).

 

Александр Рыбалка

{* *}