Top.Mail.Ru

Утомлённые правом

05.08.2016

В древности наследственное право было дискриминационным – женщины ничего не получали. Впервые прорыв этой гендерной сегрегации произошел уже в библейские времена. В Торе мы читаем о разделе наследства Целофхада, который не оставил сыновей, только двух дочерей. Они и пришли к Моисею требовать наследство отца, по законам того времени им не причитающееся и должное отойти к родственникам отца. «Неужели имя нашего отца исчезнет лишь потому, что он не оставил сына? Дай нам удел среди братьев нашего отца!» – цитирует библейский текст дочерей. И Моисей дал, получив по этому случаю особое повеление с Небес: «Дочери Целофхада правы. Передай им удел отца».

Однако на этом история не закончилась. Вскоре к Моисею пришли братья Целофхада, происходившие из колена Менаше, с вопросом: что будет, если дочери Целофхада выйдут замуж за мужчин из другой семьи, а то и из другого колена? Ведь тогда удел Целофхада – а он немалый – отойдёт другому колену. И Моисей, вновь обратившись к Небесам, вынес вердикт: эти девушки могут выйти замуж только за представителей своего колена.

На первый взгляд, это кажется также дискриминационным – за право получить наследство девушки поплатились правом свободного выбора спутников жизни. Однако следует отметить, что в библейской книге «Бемидбар», в которой и рассказана история дочерей Целофхада, есть две главные темы – права индивидуума и права группы, клана, колена. И история вокруг наследства Целофхада – как раз тот эпизод, когда эти столь разные права схлестнулись.

Деление народа Израиля на колена – историческое и каноническое. Именно по коленам шёл подсчёт численности еврейского народа, между коленами и распределялась завоеванная Святая земля. Да и сейчас еврейский народ, как и современный Израиль, представлен большим количеством различных групп – ашкеназов и сефардов, выходцев из Европы, Эфиопии или Магриба, хасидов и литваков, ортодоксов и реформистов, религиозных и не очень.

Каждому из нас присущ набор уникальных индивидуальных качеств, но так или иначе – все мы образуем группы, которые структурируются по многим признакам, будь то семья или друзья, соседи или коллеги, одноклассники или просто близкие нам по взгляду люди. И именно поэтому, наряду с правами личности, в обществе должны соблюдаться и права групп людей. К чему может привести их несоблюдение, можно узнать на примере Франции. Вскоре после Великой французской революции в ходе дебатов между членами революционного трибунала граф де Клермонт-Тоннер произнес фразу, ставшую мгновенно знаменитой: «Для евреев как личностей – всё, но для евреев как народа – ничего». И добавил: если евреи по-прежнему будут считать себя народом, обособляться в отдельную группу, «мы будем вынуждены их изгнать».

Евреям предложили равные со всеми гражданские права в новом светском государстве, но вступление в эти права было ограничено условием: евреи должны были отказаться от своей идентичности. Ничто – ни религиозные, ни этнические, ни личные каноны – не должно было отделять француза от государства. Неслучайно спустя столетие Франция стала одним из центров европейского антисемитизма. Начало положил Эдуард Дрюмон, издавший в 1886 году полную ненависти книгу «Еврейская Франция», продолжением стало знаменитое дело Дрейфуса, а кульминацией можно считать недавний запрет французских властей на открытое ношение религиозной атрибутики в образовательных учреждениях. Выделяться нельзя – ты должен быть, как все.

В своё время, услышав, что французы скандируют «Смерть евреям!», основоположник идеи сионизма Теодор Герцль пришел к выводам, что евреи остались последним племенем в Европе, считавшей, что она давно отказалась от племенного строя. Европейская эмансипация признавала только лишь права личности, но не группы. И осталась такой по сей день, вроде бы борясь за права каждого отдельно взятого мигранта, но стараясь переварить его в общую массу.

«Мораль, затрагивающая исключительно права личности, склонна не принимать во внимание ни связи, ни потребности, ни взаимозависимости, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни с самого ее начала. Эта холодная и бесстрастная мораль разделяет людей, определяя для каждого его маленькое место в этой вселенной. Как такое подобие общества родилось в сознании выдающихся людей – большая тайна», – констатирует известный голландский приматолог Франс де Вааль. Библейский рассказ о дочерях Целофхада – это история о том, как одновременно необходимо соблюдать и права личности, и права группы.

Многие, казалось бы, неразрешимые проблемы современной еврейской жизни возникли потому, что евреи, проживающие в массе своей в странах Запада, привыкли к культуре, в которой права личности ставятся превыше остальных прав. И действительно, человек должен обладать правом свободного выбора – как жить и где его место в этом мире. И в иудаизме громадное значение придается правам человека, но нельзя забывать, что важна ценность группы – так как именно она определяет нашу уникальность.

Джонатан Сакс

{* *}