Top.Mail.Ru

Сам себе еврей

11.10.2016

Йом-Кипур – День Искупления – самая святая дата в еврейском календаре. Парадоксально, но этот еврейский праздник обходится без застолья. Вместо обильной трапезы мы посвящаем этот день посту и молитве, самоанализу и переоценке. Мы коллективно и многократно каемся и молимся, чтобы удостоиться записи в Книге жизни.

Значение Йом-Кипура в еврейском сознании огромно и не ослабевает даже в нашу секулярную эпоху. В этот день в синагогах можно встретить много больше молящихся, чем в любой другой. А сама атмосфера в синагоге создает ощущение, что весь мир превращается в зал суда, и мы на этом суде обвиняемые, и вся наша жизнь оказывается в фокусе пристального внимания, а председательствует в этом суде сам Г-сподь.

В этот самый священный день года преисполненный высшей святости человек – коэн гадоль, первосвященник иудейский – входил в самое сакральное пространство – в Святая святых Иерусалимского Храма, чтобы искупить грехи еврейского народа. Самый святой человек в самый священный день в самом сакральном месте. Б-г судит, но при этом Он прощает – это одна из самых прекрасных идей, которые подарила миру иудео-христианская традиция. Йом-Кипур можно назвать Днем высшего прощения.

Затем произошла трагедия, полностью изменившая лицо иудаизма: Храм был разрушен, Земля Израиля – завоёвана, а еврейский народ изгнан из нее. Вместе с Храмом исчезли и первосвященники, и ритуалы коллективного искупления. А Йом-Кипур остался. И еврейству в этих условиях пришлось по-новому выстраивать свои отношения с Б-гом и трансформировать День Искупления.

Именно тогда в иудейском вероучении произошла грандиозная революция: еврейские мудрецы во главе с рабби Акивой пришли к выводу, что раз Храма, сакральных жертв и первосвященников больше нет, то теперь каждый иудей может непосредственно обращаться к Б-гу за искуплением – посредники евреям не нужны. В результате иудейская традиция значительно демократизировалась: теперь любое место, где евреи собирались для коллективной молитвы, каждая синагога превращались в своего рода часть Иерусалимского Храма. Каждая молитва, произносимая от всего сердца, заменяла собой ритуальные жертвоприношения. А любой еврей в Йом-Кипур сам становился подобен первосвященнику иудейскому.

Эта революция оказала огромное влияние и на характер еврейского народа: если в библейском тексте израильтяне описываются как «жестоковыйный народ», постоянно восстающий против Б-га, то с первого же столетия новой эры евреи превратились в самый исполненный веры народ в истории. Евреи – единственный народ, сохранивший свою религию на протяжении стольких тысячелетий, будучи почти всегда в роли гонимого меньшинства. Этой еврейской стойкостью восхищались столь разные люди, как Блез Паскаль и Фридрих Ницше.

Каким же образом религиозная трагедия превратилась в духовное торжество? Причина в том, что в отсутствие первосвященника ответственность за искупление передавалась каждому еврею. Именно передача ответственности, необходимость самим искупать свои грехи и трансформировала еврейский народ.

К слову, западная цивилизация в последние десятилетия движется в противоположном направлении: акцент на обязанностях больше не делается, всё больше на правах. А в решении своих личных проблем мы все больше уповаем на государство. Государство стало для нас тем, кем в Древнем Израиле был первосвященник. И мы видим результаты этого процесса – полное освобождение от какой-либо ответственности. Если раньше это приводило к идолопоклонству и разврату, то сегодня мы наблюдаем крах института семьи, моральный релятивизм в действии и всеобщий культ потребления. Лишь глупцы и законченные грешники могут полагать, что их освободят от ответственности. Бойтесь. Заседание суда вот-вот должно начаться.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

Роберт Берг

{* *}