Top.Mail.Ru

Во что верит Б-г?

28.10.2016

С первых библейских страниц мы видим, как Создатель день за днем ткал этот мир, превращая неживую материю в живую, а хаос – в порядок, творя флору и фауну во всем их удивительном многообразии. И вроде было все хорошо, но потом что-то пошло не так и в мир пришло зло, смешавшее всю картину. Как оно пришло? Ответ лежит на поверхности: его принес человек, Homo sapiens как вид.

Мы – единственная известная форма жизни, обладающая свободой воли, способностью выбирать и моральной ответственностью. Кошки не обсуждают этические аспекты ловли мышей. Летучие мыши из семейства вампиров не могут стать вегетарианцами. Коровы не беспокоятся по поводу глобального потепления. Именно способность думать и выбирать между альтернативными вариантами делает нас людьми, может служить нам во благо, но чаще является источником стыда. Зачем же тогда Создатель пошел на такой риск – дать жизнь силе, которая разрушит его порядок? Зачем он создал людей?

Примечательно, что на каждом этапе творения, согласно библейскому тексту, Творец произносил: «Да будет так», и так становилось. Когда же дело дошло до сотворения человека, то применен совершенно другой стилистический оборот: «Сотворим же человека по образу и подобию нашему». Интересно, кто эти «мы»?

Еврейские мудрецы в талмудическом трактате «Санхедрин» пришли к выводам, что «мы» – это Творец и ангелы, к которым он обратился за советом по вопросу создания человека. И те ангелы, которые ожидали от людей добрых и порядочных поступков, выступали за сотворение человека, а те ангелы, которые опасались, что человек принесет в мир убийства и войны, были против. В результате Б-г всё же сотворил человека, но когда родилось греховное поколение Потопа, а за ним поколение Вавилонской башни, то ангелы вопросили: «Разве мы тебя не предупреждали, до чего падет человечество?» На что Создатель, согласно книге пророка Йешаягу, ответил: «Я создал их и буду носить, поддерживать и охранять до седин их».

Творец привел в этот мир единственную, за исключением его самого, форму жизни, обладающую свободой выбора. Именно это подразумевается в словах: «Сотворим человека по образу и подобию нашему» – у человека есть выбор. При этом надо понимать, что «образ» тут не более чем аллегория. И дело не только в том, что Б-г не имеет никакого образа, и даже не в том, что он принципиально не может быть олицетворен в каком-либо объекте. Отсутствие образа у Творца на самом деле гораздо более глубокая идея. Она означает, что мы никогда не сможем концептуализировать Его, познать, предсказать Его деяния. Именно об этой великой абстракции сам Создатель поведал величайшему из пророков, Моисею, у неопалимой купины: «Я-Тот-Кто-Я-Есть». Это значит: «Я буду тем, чем Я сам выберу быть».

Человеку он дал такую же свободу, в этом и подобие: в свободе выбора, в непредугаданных поступках, в том, что люди тоже будут тем, чем захотят. С тем лишь исключением, что человек конечен и смертен. И эта свобода выбора неизбежно повлекла за собой насилие: мы видим, как уже первый человеческий ребенок, Каин, убивает второго – Авеля, и в течение короткого времени мир наполняется насилием. И дальше читаем в Священном тексте: «Раскаялся Г-сподь, что создал человека на земле, ибо ко злу направлены все человеческие помыслы, и стало Ему скорбно». Поэтому заданный еще ангелами вопрос: для чего тогда было создавать существо, которое будет постоянно восставать против мира и его Творца, опустошать окружающую среду, уничтожать другие виды и угнетать своих ближних? – более чем легитимный.

Талмуд, пересказывая сценарий возможного «разговора» между Б-гом и ангелами, намекает на невероятное милосердие Создателя: «Буду охранять их до седин их». Иными словами – Он готов хранить терпение и ожидать исправления человечества до конца, сколько бы поколений для этого ни потребовалось и сколько бы раз люди ни разочаровывали его. Однажды он уже отчаялся и наказал мир Великим потопом, а затем увидел, что и вновь рожденные – всё те же, что и прежде. Люди – такие, какие они есть, Он сам их такими создал. И наказания, и бедствия их не исправят.

Творец создал человечество потому, что верит в него, и гораздо больше, чем человечество верит в Б-га. Это единственно возможное объяснение, почему добрый, всевидящий и всесильный Б-г создал таких несовершенных и склонных к разрушению существ, как мы. На протяжении многих столетий теологи и философы рассматривали религию не с того конца: подлинное чудо – это не наша вера в Б-га, а вера Б-га в нас.

Лорд Джонатан Сакс

Роберт Берг

{* *}