Top.Mail.Ru

Сын и мачеха

04.11.2018

Язык Торы, по меткому описанию немецкого филолога Эриха Ауэрбаха, всегда сопряжен с контекстом. За описываемыми событиями скрываются другие истории, и мы, исследуя каждое слово и букву библейского текста, находим и буквально расшифровываем эти детали.

Один из ярчайших примеров такого подхода присутствует в библейской главе «Хаей Сарра», которую иудеи всего мира читали на этой неделе. После смерти Сарры, как известно из Пятикнижия, Авраам снова женился. В Священном тексте его новая жена названа Ктура. Но больше о женщине с таким именем ничего не известно – это вообще её первое и единственное упоминание в Торе. Вроде остается только гадать, кем была эта женщина, почему Авраам женился именно на ней и какое отношение этот брак имеет к общему повествованию.

Однако мы находим в тексте несколько намёков, которые позволяют нам открыть свет на личность второй жены Авраама. Первый намёк содержится в описании кончины Авраама. «Он был похоронен своими сыновьями, Ицхаком и Ишмаэлем, в пещере Махпела». В этом описании бросается в глаза и удивляет присутствие Ишмаэля на похоронах отца. Ведь до того Ишмаэль упоминался в тексте в последний раз, когда Авраам по настоянию Сарры изгнал свою наложницу Агарь с грудным Ишмаэлем на руках. И по логике повествования братья росли отдельно и не знали друг друга. Но на похоронах они неожиданно стоят рядом, и в тексте по этому поводу нет совершенно никаких пояснений.

Второй намёк содержится в описании женитьбы Ицхака. Согласно библейскому тексту, Ривка увидела Ицхака издалека, когда «он шел, возвращаясь из Беэр-Лахай-Рои». При этом непонятно, что делал Ицхак в Беэр-Лахай-Рои и как он там вообще оказался. Однако местечко под названием Беэр-Лахай-Рои упоминается в Пятикнижии и раньше – именно у этого колодца молилась отосланная прочь Агарь!

Таким образом, воссоздается интересная картина «внутреннего» повествования Торы: после смерти матери Ицхак отправился к колодцу, чтобы найти там Агарь и вернуть ее обратно. Как написано об этом в мидрашах, Ицхак, готовившийся вступить в брак, удивлялся: «Я буду женат, а отец одинок?» И привёл Агарь обратно в дом своего отца. Таким образом, Ктура, по мнению мудрецов, была никто иная, как Агарь. А новое имя она получила потому, что «ее поступки благоухали, подобно воскурениям», а слово «воскурение» на иврите – «кторет».

Этот нюанс, что именно Ицхак по собственной инициативе вернул обратно в еврейский стан и мачеху, и сводного брата, показывает его искреннее и доброе отношение к ним. А тот факт, что на похоронах отца братья стояли рядом, иллюстрирует, что несмотря на все конфликты, можно прийти к уважению и взаимопониманию. И эта история из прошлого даёт нам надежду на будущее – мир между евреями и мусульманами возможен.

Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль

{* *}