Марш прокажённых

12.04.2019

На днях в Израиле прошли парламентские выборы, оставившие за бортом целый ряд партий и движений, всерьез рассчитывавших пройти в Кнессет и стать влиятельной силой в израильской политике. И хотя среди лидеров этих партий нет выходцев из России, они немедленно задались вечным русским вопросом «Кто виноват?»

Виноватыми у них, как водится, оказались все вокруг: политические конкуренты, отбиравшие голоса избирателей, да и сами избиратели, не проявившие должной активности, и, конечно, Центризбирком, отказавшийся пересчитать бюллетени. Меж тем в библейском отрывке «Мецора», который будут читать в синагогах в ближайшую субботу, содержится ответ на этот вечный русский вопрос.

На первый взгляд, главная тема этого отрывка крайне далека от политики, да и вообще от каких-либо вопросов современной жизни. Отрывок посвящён такому специфическому понятию, как ритуальная нечистота, и рассказывает о том, как проказа входит в дом человека. Как она, прежде чем поразить самого человека, поражала сначала его дом, стены и штукатурку, проникая в каждую полость. И эти признаки проказы на доме были призваны в том числе показать всем окружающим, что внутри зараза, которой стоит опасаться.

И сейчас уже не столь важно, идет ли тут речь о классической болезни, какой-то другой бактериальной инфекции или даже особой метафизической духовной проказе, насылаемой, согласно библейскому тексту, за грехи. Важно другое – этот пример отлично иллюстрирует одно из самых главных положений еврейского мировоззрения: если в твоей жизни происходит что-то неладное, то причины этого надо искать в себе, как и поиск виновного надо начинать с себя. Ты и только ты являешься причиной большинства собственных проблем, и чтобы решить их, необходимо менять себя, своё поведение, свою философию и образ жизни. Наши предки, кстати, об этом всегда помнили, оставив нам поэтому в наследство массу замечательных идишских пословиц и поговорок. Ну, к примеру, хотя бы вот эту:

Каждый на себя наслать
Может столько зла,
Сколько вражеская рать
Вряд ли бы смогла.

(Перевод Н. Гребнева)

Проказа, к слову, болезнь заразная и от одного дома легко может перекинуться и на соседние – и в этом еще один намёк, содержащийся в библейском тексте: если ты будешь закрывать глаза на несправедливость, творящуюся в твоем стане, городе или посёлке, не обращать внимания на насилие и беззаконие, происходящее у соседей, то очень скоро весь твой стан превратится в очаг преступности и насилия. Ведь если по соседству творится семейное насилие, а остальные делают вид, что ничего не происходит, то язвы болезни проникнут в общество и неизбежно такое насилие станет нормой для всех.

Автор этих строк уже больше двадцати лет ведет в газете страницы криминальной хроники и постоянно находится на связи с полицией. И каждый раз, готовя заметку об очередном случае инцеста, зверского изнасилования или другого не менее отвратительного преступления, я невольно задумываюсь, на сколь многих домах в Израиле в наши дни должна была бы появиться язва проказы!

Примечательно, кстати, что та библейская проказа насылалась только на еврейские дома в Земле Израиля, хотя евреи уже тогда проживали в разных странах мира. Видимо, само понятие «дом» связано для евреев именно с этой землей. Вне ее даже самый роскошный терем с балконом на море – это только временная палатка, полевой шатер, который тебя в любое время могут попросить освободить. А дом – это здесь, на узкой полоске между Средиземным морем и Иорданом. Даже если это хибара, в которой течет с потолка и дует со всех щелей. И жить в этом доме нужно достойно и чисто. Причем не только в физическом, но и в духовном смысле, потому что обычные грязь и мусор не так уж сложно вымести за порог, а вот такие эфемерные понятия, как душа и совесть, очистить куда труднее.

Комментарии