Top.Mail.Ru

Долг смертью красен

14.06.2019

Эта история случилась в годы Первой мировой войны, когда большинство жителей Иерусалима страдали от голода. У одного из живших в Иерусалиме евреев был припрятан в шкафу наполеондор – золотая монета в 20 франков, отчеканенная ещё во времена Бонапарта.

В ней – почти 6 граммов чистого золота. И по нынешнем временам при цене $1350 за тройскую унцию «весовая» стоимость монеты без учёта антикварной ценности составляет около $250, а по тем временам её покупательная способность была много выше – наполеондор мог прокормить большую семью в течение нескольких месяцев.

Каким-то образом пятилетний сынишка этого еврея обнаружил монету и, не подозревая о её ценности, решил купить себе на неё кулёк конфет в лавке. Вернувшись с работы, еврей заметил пропажу, а завидев в руках у сына сладости, мгновенно всё понял. Он спросил у мальчика, где сдача, а когда тот ответил, что лавочник никакой сдачи не дал, то немедленно бросился в лавку и обвинил ее хозяина в том, что тот воспользовался доверчивостью ребенка и присвоил себе наполеондор.

Однако лавочник стал утверждать, что мальчик дал ему лишь мелкую медную монету и он честно отвесил ему конфеты на всю ее стоимость. Начался грандиозный скандал, и в результате бывший обладатель золотой монеты и лавочник оказались в раввинском суде.

Не зная, кому верить, раввин предложил лавочнику поклясться на свитке Торы, что он и в самом деле получил от ребенка только мелкую монету, а золотой наполеондор и в руках не держал. Лавочник был готов поклясться, но тут сам обвинитель заявил, что не хочет навлекать на голову вора еще и грех клятвопреступления, и вышел из зала суда.

Естественно, что после такого действа большинство жителей еврейского квартала Иерусалима окончательно уверились, что лавочник подло воспользовался наивностью ребенка, и превратили его жизнь в настоящий ад. Они перестали здороваться с ним на улице, началибойкотировать его магазинчик, и спустя год лавочник разорился, а затем спустя пару лет сошёл с ума и умер в страшной нищете и голоде. А отца того мальчика меж тем стали почитать чуть ли не за святого – за его благородство, проявленное даже к вору.

Прошло много лет, и однажды тот еврей, владевший когда-то наполеондором, заприметил напротив своего дома человека, который вроде хотел подойти поговорить, но всё не решался. Тогда он подошёл к нему сам и услышал от него такую историю. Во время Первой мировой войны он, будучи совсем ещё молодым, жил в Иерусалиме и оказался в крайне бедственном положении – умирал от голода в буквальном смысле слова. В кармане у него оставалась одна-единственная медная монетка. И идя по улице, как раз в этом самом месте он увидел ребенка, который забавлялся с золотой монетой. Если мальчик играет такой монетой, подумал он, то наверняка у него в доме их много, а меня между тем качает от голода. А значит, ни для кого не выйдет худо, размышлял он, если я эту монету у него позаимствую. Присев рядом с мальчиком, юноша стал играть с ним в «орла» и «решку» и незаметно во время игры подменил золотую монету на медную, да так, что ребенок этого даже не заметил. И вот сейчас, оказавшись снова в Иерусалиме, он пришёл на это место, чтобы найти ту семью и вернуть свой «долг».

Это странная история, в которой все правы и одновременно все не правы. С одной стороны, красть – плохо, но с другой стороны, можно ли осуждать за такой поступок умирающего от голода? Особенно с учётом того, что спустя годы этот вор покаялся и пришёл просить прощения.

Отца мальчика и его эмоции также можно понять, но, в сущности, он ведь обвинял лавочника без всяких доказательств, полагаясь на слова пятилетнего ребёнка. Не говоря уж о том, что прятать монету лучше надо было, поскольку за сохранность своего имущества отвечает сам владелец.

Да и жителей из еврейского квартала Иерусалима можно понять: они, конечно же, вступились за ребёнка! Да и мы с вами разве поступили бы по-другому? Тем более что народная молва легко разносит слухи и выносит общественные приговоры, а лавочников-торгашей вообще мало кто любит. Так и затравили до смерти бедного лавочника – без единого доказательства!

Когда вам в следующий раз захочется почесать о ком-то языком, вынести кому-то окончательный приговор или приговорить кого-нибудь к общественному порицанию во дворе или социальных сетях, вспомните эту историю. К сожалению, мы очень часто лезем в чужую личную жизнь и беремся судить других, не имея на то никакого права, беря на себя функции Всевышнего и творя, по сути, самосуд. И искупить его последствия невозможно – как нельзя уже извиниться перед затравленным до смерти лавочником.

{* *}