Top.Mail.Ru

Абсурд на исходе

22.11.2019

На уходящей неделе произошло, в сущности, историческое событие, хотя многие этого пока не поняли: госсекретарь Майк Помпео от имени администрации Белого дома сообщил об изменении позиции США по отношению к еврейским поселениям в Иудее и Самарии – правительство США больше не считает их незаконными.

Это открывает дорогу к совершенно новой реальности, в которой у этих территорий появляется шанс стать полноценной и, что немаловажно, легитимной в глазах мирового сообщества частью Израиля. А заодно меняет весь сложившийся расклад в арабо-израильском конфликте.

До сих пор мировое сообщество устами многих стран и международных организаций декларировало, что территория Иудеи была оккупирована Израилем, а вместе с ней – и Самария. Комичность этого подхода эти планетарные организации не смущала. Более того – принимались не менее сумасбродные декларации, отрицающие, к примеру, право еврейского государства на Иерусалим или объявляющие Хеврон – колыбель Иудеи! – зоной исключительно «арабо-мусульманского исторического наследия».

Всё это веяло такой психбольницей, что даже вполне лояльный европейским международным организациям чешский президент Милош Земан не удержался и заявил: отрицать связь евреев с «землей Палестины» – это все равно что утверждать, будто Солнце движется вокруг Земли. И это отрадно, что хотя бы ведущая сверхдержава мира признала наконец, что Земля вертится вокруг Солнца. Это означает победу исторической правды и элементарного здравого смысла!

И вновь я не могу не поразиться тому, насколько главные события в мире резонируют с недельной главой – библейский отрывок «Хайей Сара» будут читать в синагогах как раз в ближайшую субботу. А значит, в Хеврон устремятся десятки тысяч евреев со всего Израиля и с разных концов мира, поскольку именно там, в Пещере праотцов покоится праматерь еврейского народа Сара.

И этот же библейский отрывок служит первым доказательством безоговорочного права евреев на Хеврон – ведь за него было заплачено деньгами еще четыре тысячи лет тому назад! Желая похоронить свою жену Сару в этом месте, Авраам выкупил пещеру Махпела и расположенное вокруг неё поле, на котором теперь и стоит Хеврон.

После кончины супруги Авраам встретился с живущими в этой местности хеттами для обсуждения деталей покупки. Вот как об этом рассказывает библейский текст: «Походатайствуйте за меня перед Эфроном, сыном Цохара. Пусть он отдаст мне пещеру Махпела, которая принадлежит ему и находится на краю его владения. За полновесные деньги отдаст ее мне при вас для родовой гробницы». И это «при вас», означающее публичное заключение сделки на глазах у всего мира, уж должно не оставлять никаких сомнений, кому принадлежит Хеврон.

Впрочем, местный вождь Эфрон предлагает Аврааму отдать пещеру и местность вокруг бесплатно. Но для знающего Восток человека понятно, к какой страшной зависимости этот «подарок» потом его приведёт. И отвесил Авраам Эфрону четыреста шекелей серебра – гигантскую для того времени сумму, во много раз превышающую реальную стоимость пустого и заброшенного участка «на краю». Но Авраам выложил всё сполна. «И стала земля Эфрона в Махпеле – сам участок земли и пещера в нем и все деревья, растущие на этом участке – собственностью Авраама», – свидетельствует самая растиражированная книга в мире – библейский текст, на котором, казалось бы, выросли все эти деятели международных организаций, отрицающие теперь право еврейского государства на Хеврон.

Выдающийся комментатор Священного Писания и один из лидеров европейского еврейства в XIX веке раввин Шимшон Рафаэль Гирш обратил внимание, что само словосочетание «участок земли» названо в библейском тексте термином «ахуз», который происходит от слова «ахаз», переводящегося как «держать» или «хватать». «Таким образом могила жены, – развивает идею раввин Гирш, –становится первой нитью, связывающей Авраама с этой страной, с местом, которое отныне будет крепко удерживать его».

Связь эта, заметим, никогда не прерывалась. В Хевроне захоронены три праотца и три праматери еврейского народа – Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Хеврон же становится одним из первых городов, которые евреи осваивают после возвращения из египетского рабства. Хеврон становится главным городом самого мощного еврейского колена – Иегуды. А потом Хеврон превращается в первую столицу царя Давида, которому и приписывается знаменитая фраза: «Тот, кто владеет Хевроном – владеет Иерусалимом, а тот, кто владеет Иерусалимом – владеет Землей Израиля».

Никогда, вплоть до страшного погрома 1929 года, не прерывалось еврейское присутствие в Хевроне – кто бы ни правил городом, евреи, пусть иногда и жалкая горстка, продолжали в нем жить. И после Шестидневной войны снова вернулись в этот город и возродили еврейский квартал.

А теперь, скажите честно, известен ли вам еще какой-нибудь народ на земном шаре, который бы точно знал, где захоронены его прародители, за какую сумму был куплен участок, на котором они похоронены, и когда именно это произошло? И вдобавок продолжает хранить всё ту же веру, говорить и писать на том же языке, что и его предки, и упорно называть детей их именами, которые для других звучат, как имена из анекдотов – ох уж эти Абрам и Сара!

И тем не менее находятся те, кто пытается это отрицать, обосновывая это самыми абсурдными доводами. Видимо, Авраам ещё тогда предвидел эти попытки, а потому не взял эту землю в подарок, а заплатил за нее сверх стоимости и публично, чтобы никто не смог сказать, что евреи посягнули на чужое владение и кого-то оккупировали. И так же спустя много столетий поступил царь Давид, выложив три тысячи полновесных золотых шекелей за Храмовую гору, право евреев на которую сейчас тоже пытаются оспорить.

Я не знаю, какие политические последствия будет иметь решение Белого дома по Иудее и Самарии, но одно я знаю точно: что бы ни случилось, в эту субботу, когда читается недельная глава «Хайей Сара», мы будем в Хевроне молиться в Пещере праотцов, а вокруг нее будут петь наши вечные еврейские песни и вспоминать нашу праматерь Сару – первую еврейскую маму, сдувавшую пылинки со своего единственного сына Ицика.

{* *}