Котелки и ермолки

29.11.2019

В Израиле всё так же бушуют политические страсти, и страна явно сползает к третьим подряд внеочередным выборам за год. С обеих противоборствующих сторон то и дело звучат призывы к единству, но все осознают их лицемерность. Поскольку каждая из сторон под единством, увы, понимает не примирение, а навязывание оппонентам своих условий.

И дело тут не в личности нынешнего главы правительства Биньямина Нетаньяху, возбужденные против которого уголовные дела, к слову, будут всё же переданы в суд. Причины раскола куда глубже – они проходят по вопросам взаимоотношения государства и религии, сочетания еврейского и демократического характера государства, выбора того пути, по которому страна должна развиваться дальше в сферах экономики, внешней политики и безопасности. То есть раскол проходит по сущностным вопросам бытия самого государства.

И это, конечно, всё тот же извечный спор между «Котелком» и «Ермолкой» – двумя газетами, выходившими в Касриловке, созданной воображением великого Шолом-Алейхема. Если вы начнете перечитывать его рассказ «Касриловский прогресс», то просто упадете со стула, увидев, насколько созданное его воображением типовое еврейское местечко напоминает современный Израиль.

«Поскольку в современной Касриловке всего по два, то еврейских газет там тоже две, – иронично отмечает Шолом-Алейхем. – Само собой разумеется, “Ермолка” – это старомодная клерикальная газета, рассчитанная на людей с консервативными взглядами, а “Котелок” – это прогрессивная радикальная газета, рассчитанная на передовые элементы. Когда возникли два эти органа печати, сказать трудно, ибо каждый называет себя не только первым, но и единственным органом печати в Касриловке. Конкурент игнорируется полностью, как будто он не существует, даже упоминание его имени запретно, как свинина».

Впрочем, корни этого противостояния лежат не в Касриловке, искать их надо гораздо глубже – ещё в нашей древней истории. И об этих корнях как раз и повествует нынешняя недельная библейская глава «Толдот», которую будут читать в синагогах в эту субботу.

Рассказывается в ней о непростой беременности Ривки – жены праотца еврейского народа Ицхака. И о пророчестве, полученном Ривкой: «В твоей утробе заключены два народа и два царства. С самого рождения они отделятся друг от друга». И как известно, Ривка родила двойню, двух братьев – Яакова и Эйсава. И дальше в библейском тексте рассказывается известная история про первородство, проданное за чечевичную похлёбку.

Если следовать традиционной, классической интерпретации этого текста, то Яаков – это родоначальник и воплощение еврейской цивилизации, а Эйсав – западной, обреченных на вечное противостояние, которое должно завершиться лишь в конце времен. Но наблюдая за тем, что происходит в современном Израиле, кажется, что «два царства» в животе Ривки – это не два разных народа. Яаков и Эйсав – это две ипостаси, две противоборствующие силы, одновременно заложенные внутри нашего народа, да и, думается, в каждом конкретном еврее!

Яаков – «человек кроткий, сидящий в шатрах», то есть типичный домосед-интеллектуал, привыкший размышлять о сущности мироздания, высшее наслаждение для которого – посидеть в тишине над книгой. Эйсав же – «человек степей, сведущий в охоте». Он – прирожденный практик и добытчик, умеющий непрестанно наращивать своё материальное благополучие. И любопытно, к слову, что Ицхак отдавал предпочтение «бизнесмену» Эйсаву, а вот Ривка явно больше благоволила к «интеллигенту» Яакову – ведь он был типичным «еврейским сыном еврейской мамы».

И если отталкиваться от взгляда на Эйсава и Яакова как на две ипостаси еврейского народа, то становится понятно, что духовная сущность наполняла смыслом наше существование, а ставшее притчей во языцех еврейское умение «делать деньги» было поставлено ей на службу. Подобно тому, как Эйсаву пришлось в своё время признать первенство Яакова.

Однако без этой второй, «материальной» ипостаси, без практического и воинственного начала Эйсава невозможно было бы обеспечить выживание еврейского народа в изгнании и реализацию мечты о возрождении еврейского государства. Близнецы Эйсав и Яаков очень нужны друг другу. Настолько, что при необходимости даже обращаются один в другого – как, к примеру, Яаков в доме своего тестя Лавана быстро разобрался в агробизнесе и существенно нарастил поголовье скота и богатство тестя и вместе с тем сделал и себе состояние.

Да и сегодня в Израиле мы наблюдаем, как две эти противоборствующие части еврейского народа плавно перетекают друг в друга: недавние ультраортодоксы вдруг сбривают бороды, стригут пейсы и превращаются в ярых антиклерикалов, а вчерашние борцы с религией неожиданно возвращаются к еврейской традиции и начинают ревностно соблюдать заповеди Торы. Вот такая получается «еврейская вертушка», а потому, нравится это или нет, но договариваться Яакову и Эйсаву, «ермолкам» и «котелкам» все равно придется. Поскольку Касриловка у нас на всех одна, да и другой нам не нужно.

Комментарии