Еврей ребром

13.03.2020

Признаюсь, я всё же не выдержал и направил на электронные почты депутатов нашего Кнессета письма только с одним вопросом. Тем самым вопросом, с которым при драматических обстоятельствах три с половиной тысячи лет назад обратился Моисей к своему брату Аарону: «Что сделал тебе этот народ?».

Тогда, напомним, Моисей слишком надолго, по мнению евреев, задержался на горе Синай – аж на 40 дней. И они решили, что он погиб или попросту сбежал от своей миссии – что с таким народом было бы неудивительно! Вот и соорудили евреи ставшего притчей во языцех Золотого Тельца – суррогатного вождя на замену подлинного лидера. А потом и вовсе начали ему поклоняться чуть ли не как божеству. И Моисей, спустившись наконец с горы Синай и узрев это действо, спросил у своего брата Аарона, на попечение которого на время своего отсутствия он и оставил евреев: «что сделал тебе этот народ», раз ты, мол, довёл его до такого скотского состояния, как пляски вокруг истукана?

Примечательно, что чтение библейского отрывка «Ки Тиса», в котором и содержится этот сакраментальный вопрос, приходится как раз на эту неделю. И вопрос этот снова напрашивается сам собой, когда видишь, что творится в современном Израиле. В стране началась эпидемия коронавируса, разворачивается мировой финансовый кризис, и мы не знаем, в каком мире можем проснуться завтра утром, а политики на фоне таких опасных угроз продолжают бесконечную грызню друг с другом вместо того, чтобы сформировать наконец правительство национального единства. Хуже того – они не просто грызутся сами, но и стравливают между собой различные группы внутри еврейского народа. Впрочем, для них мы – не народ, а просто электорат, с которым можно творить что угодно.

Будь моя воля, я бы заставил в принудительном порядке всех наших депутатов перечитать нынешнюю недельную главу Пятикнижия, чтобы они осознали, чем такие игрища могут заканчиваться. А кончиться, напомним, всё могло крайне печально: согласно библейскому тексту, еврейский народ за такие пляски должен был быть уничтожен под ноль, а от Моисея и его потомков произведён новый народ, который и овладел бы Землёй Обетованной. И только мужество Моисея, который просил, молил и дерзил Небесам, но тем самым вытребовал – по-другому-то и не скажешь – прощение, спасло еврейский народ.

Причем Моисея не устраивало, что ему самому и его потомству будет гарантирована жизнь – как оказалось, эта жизнь попросту не нужна ему, если не станет народа, служение которому стало его миссией.

И в этот момент он являет образчиком подлинного лидерства для политиков всех последующих времен и народов. Если уж ты взялся представлять народ, то люди должны стать для тебя куда важнее твоих мелких личных амбиций и крупных финансовых интересов. Вплоть до того, что судьба народа должна быть для тебя даже важнее самых высоких истин. Важнее Торы. Важнее – страшно это даже вымолвить! – самого Б-га. И именно таких действий – принятия на себя ответственности за судьбу нации и вывод ее из создавшегося тупика – ждёт от своих сегодняшних лидеров еврейский народ.

И напоследок надо отметить, что еще одна важная заповедь содержится в главе «Ки Тиса»: «Сделай медный умывальник и поставь его между Шатром Собрания и жертвенником и налей в него воду. И пусть Аарон и его сыновья омывают в нем свои руки и ноги, когда идут в Шатер Собрания или к жертвеннику – чтобы не умереть. И будет это вечным законом из поколения в поколение».

Сегодня, когда коронавирус шествует по миру, эти слова звучат особенно актуально. А заодно напоминают нам о том, что постоянное мытьё рук и некая зацикленность на чистоте – это очень еврейская традиция, которая на протяжении тысячелетий казалась другим народам странной, ненужной и даже опасной. При этом они не могли не заметить, что многие эпидемии обходят евреев стороной, но объясняли эту «невосприимчивость» «дьявольской сущностью евреев» и устаивали по этому случаю погромы, вместо того чтобы самим начать следить за чистой. А родоначальника антисептики доктора Земмельвейса подвергали насмешкам, преследованиям и, по сути, просто убили всего лишь за то, что он осмелился потребовать от коллег-врач следовать еврейской традиции – дезинфицировать руки, прежде чем принимать роды.

К чему я это? Ах, да! Мойте руки, господа, поскольку это и есть самая надежная защита от коронавируса и инфекционных болезней вообще. Раньше так говорилось только в Пятикнижии. Не прошло и четырёх тысячелетий, как это поняли и врачи.

Комментарии