Соль земли еврейской

27.03.2020

Почему евреи ценили соль как золото, а нам всем не повредит раскаяние, объясняет наш колумнист.

Задумывались ли вы когда-то о сакральной роли соли в истории человечества? А ведь она на протяжении многих веков ценилась почти как золото. Повышение налогов на соль становилось причиной «соляных бунтов». А римские легионеры получали зарплату мешочками с солью – отсюда, кстати, берет свое название и монета «сольдо», и слово «солдат».

В еврейской традиции, да и мистике соль играет не меньшую роль. Мы уже подробно рассказывали на примере скандала вокруг первой леди Израиля Сары Нетаньяху, что обычай макать кусочек хлеба в соль перед едой – чисто еврейский. И истоки этого обычая мы находим как раз в главе Пятикнижия «Ваикра», которая будет читаться в эту субботу. «И всякую жертву соли солью. С любой жертвой соль приноси», – гласит один из её фрагментов.

Соль, таким образом, была одним из неотъемлемых атрибутов службы в Иерусалимском Храме. В самих её свойствах нашим предкам виделась высокая сакральная символика: она не портится со временем и тем самым символизирует вечность союза Всевышнего с еврейским народом. А самих евреев как вечный народ можно уподобить «соли человечества».

Однако после разрушения Храма подобием храмового жертвенника еврейские мудрецы объявили семейный стол в еврейском доме, а саму трапезу за ним – неким аналогом храмового жертвоприношения. И потому, отламывая кусочек хлеба и макая его в соль, евреи напоминают себе о тех давних храмовых хлебах, а традиционное приглашение «отведать хлеб-соль» – как бы ни казалось удивительным, но оно еврейское – напоминает о временах Храма, который не был чьей-то индивидуальной собственностью или местом пребывания узкой касты священников, а призван был служить общим домом для всего еврейского народа, да и – шире! – для всего человечества.

Недельная глава «Ваикра», как и вся третья книга Пятикнижия, которую эта глава открывает, посвящена подробному описанию храмовых жертвоприношений, изложению различных религиозных, зачастую иррациональных запретов, и потому, на первый взгляд, адресована узкому кругу раввинов и теологов. Не случайно в синодальном переводе она называется книга «Левит», то есть книга левитов-священнослужителей.

И уж совсем непонятно, чем эта книга, а тем более описываемые в ней мельчайшие, подчас чисто анатомо-физиологические подробности приношения жертвы в Иерусалимском Храме могут быть интересны и поучительны современному человеку? И всё же убежден, что книга «Ваикра» ни капельки не устарела, и нам стоит обращаться к ней отнюдь не только из интереса к истории и традициям наших предков. И даже не потому, что многими из этих традиций мы пользуемся в быту до сих пор, подчас даже механически. А потому, что зачастую она очень актуальна, как, к примеру, в эти дни, когда по миру гуляет коронавирус. Ведь базовые гигиенические нормы вводятся как раз в тексте этой книги в законах, связанных с очищением от нечистоты. И просто поразительно, что за столько тысячелетий человечество так и не научилось их соблюдать.

Однако главная линия этой книги касается теории и практики жертвоприношений, совершаемых в Иерусалимском Храме. Причём подробно на десятках страниц описываются все правила их проведения и рассказывается о типе жертв, в том числе очистительных и повинных. И приносили их не только простые люди, но и вожди общества, о чём не надо забывать нынешним политическим лидерам. «Если он согрешит и сделает что-то наперекор запрещающим повелениям, то пусть принесёт свою жертву», – говорится в библейском тексте.

Один из моих друзей-интеллектуалов недавно меня спросил: «Неужели ты и в самом деле думаешь, что в Третьем Иерусалимском Храме, если он и впрямь будет восстановлен, начнут разделывать и препарировать туши животных и сжигать их на жертвеннике?! Ведь это явная отрыжка если не каменного, то в лучшем случае бронзового века!»

Вне зависимости от ответа на этот вопрос сама идея раскаяния и готовности исправиться хороша для любых времён и для каждого человека, поскольку облагораживает его. И эта идея стала неотъемлемой чертой личности многих из нас. Я отнюдь не хочу сказать, что нынешняя пандемия является наказанием человечеству вообще и еврейскому народу в частности за какие-то грехи. Но я думаю, что раскаяние и очищение никогда не повредит. И любое обрушивающееся на наши головы бедствие – хороший повод вспомнить об этом.

Комментарии