Top.Mail.Ru

В чем святость, брат?

01.05.2020

Как в нынешние времена оказаться святым, не совершая при этом ничего грандиозного, объясняет наш колумнист.

Целая буря чувств возникает у меня при чтении приходящихся на эту неделю двух отрывков Пятикнижия – «Ахарей мот» и «Кдошим». Даже перевод их названий – «После смерти» и «Святы!» – заставляет меня вздрогнуть, а холодку пробежать по спине. И вроде бы речь в них идет совсем не о загробном мире или посмертных мучениях души – иудаизм вообще таких тем не поощряет, поскольку никто об этом на самом деле ничего не знает и знать не может. Напротив – в этих отрывках рассказывается о том, как жить тут, в этом мире, в выпавшем на долю человека месте и времени. И эта тема оказывается, в сущности, еще более животрепещущей, чем загробная.

«Будьте святы, ибо свят Я – Г-сподь Б-г ваш!» – такими словами начинается библейский отрывок «Кдошим». А дальше выясняется, что святость человека заключается не только и не столько в соблюдении им субботы и принесении в Храм жертвоприношений, а прежде всего, в его обыденной жизни и повседневных поступках. Святость в том, чтобы заботиться о голодных и нуждающихся, как сказано про это: «Не дожинай до конца края поля твоего и опавшего при жатве твоей не подбирай, а бедному и пришельцу оставь их». Святость – в элементарной честности и порядочности, как говорится: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга». А также в выплате достойной заработной платы и в срок, как сказано: «Не грабь ближнего твоего и не задерживай у себя даже на ночь платы наемника своего». И конечно же, в запрете использовать чужие слабости для своей выгоды, как говорится: «И перед слепым не клади препятствия».

Вроде бы обычные и совсем нерелигиозные правила, но в итоге все они сводятся к содержащейся в этой же главе фундаментальной заповеди иудаизма, да и всего человечества: «Люби ближнего своего, как самого себя, ибо Я – Б-г твой». Обратите внимание, что в полном варианте в первоисточнике эта фраза звучит именно так – с Б-гом в финале, подчеркивая тем самым, что нет и не может быть любви к Творцу без любви к его творениям: одно является проявлением другого.

Особую актуальность перечисленные выше фундаментальные установки приобретают в наши дни, когда пандемия коронавируса принесла с собой столько смертей и невиданный экономический кризис по всему миру. Сотни тысяч, а в некоторых странах и миллионы людей потеряли работу, а вот-вот могут лишиться и жилья. И именно сейчас будет осуществляться главная проверка каждого человека и национального сообщества «на святость» в том смысле этого слова, который в него на самом деле вкладывает Пятикнижие – проверка на человечность.

Примечательно, что иудаизм, в отличие от многих других религий, не делит жизнь на «мирскую» и «церковную». Подлинная религиозность еврея проявляется не в том, что он ежедневно ходит в синагогу – может запросто и не ходить туда, а в том, что он следует в своём повседневном быту этим вроде бы простым, но таким сложным жизненным установкам – и на работе, и дома, и за обеденным столом.

Более того – миллионы евреев, уже несколько поколений оторванные от религиозной культуры, а зачастую даже стоящие на вполне себе атеистических позициях, всё равно продолжают следовать этим установкам своих давних предков, полученным тогда, ранним утром под раскаты грома и разряды молний на горе Синай. И нет сомнения, что слова эти обращены и ко всем нам, живущим почти четыре тысячи лет спустя: «Будьте святы, ибо свят Я – Г-сподь Б-г ваш!»

{* *}