Top.Mail.Ru

Порок в своём отечестве

24.07.2020

Как в еврейской истории переплелись пороки и пророки, разбирался наш колумнист.

Мы подошли почти вплотную к Девятому Ава – самой скорбной дате в еврейской истории, на которую пришлись многие страшные бедствия: от разрушения Первого и Второго Иерусалимских Храмов до погромов и изгнания евреев из разных стран. И так уж устроен еврейский календарь, что в субботу, предшествующую Девятому Ава, во всех синагогах мира читается последний раздел «Пятикнижия» Моисеева – книга «Дварим». А вместе с ней читается и знаменитое видение Исайи – одного из величайших пророков Израиля. Того самого, отталкиваясь от слов которого, Пушкин и написал своего знаменитого «Пророка».

Это ему – пророку Исайе, – «духовной жаждою томимому», вместо сердца был вложен «угль, пылающий огнем». Это ему – великому пророку – был явлен в видении легендарный шестикрылый ангел-серафим, чьё тело состояло из пламени или, говоря по-современному, из плазмы. И именно ему принадлежит знаменитое пророчество, что рано или поздно на планете наступит всеобщий мир, мечи за ненадобностью перекуют на орала, а танки переделают в зерноуборочные комбайны.

Безусловно, между главой «Дварим» и видением пророка существует глубокая, хотя и далеко не очевидная внутренняя связь, а если приглядеться, то в обоих текстах можно увидеть прямое обращение к нам с вами.

Пару дней назад мне довелось брать интервью у медсестры, проводящей эпидемиологические расследования – анкетирование заболевших коронавирусом с целью выяснения всей «эпидемиологической цепочки»: где именно они могли подхватить инфекцию и кого еще по дороге заразить. И она обратила внимание на тот факт, что при повторном анкетировании в ответах на те же самые вопросы больные припоминают всё новые детали, позволяющие выявить их дополнительные контакты.

В основе книги «Дварим» лежит та же идея – повторение. Почувствовав приближение смерти, Моисей собирает вокруг себя весь народ, чтобы вновь напомнить ему о Синайском откровении и полученных законах и заповедях. Именно поэтому в синодальном переводе эта книга и называется «Второзаконие».

Однако прежде всего Моисей напоминает евреям об их национальной истории: египетском рабстве и Исходе из него, сорокалетних скитаниях по пустыне и земле, обетованной еще их праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. И когда вчитываешься в эти строки, то поражаешься, каким образом на протяжении четырех тысяч лет наш народ вновь и вновь наступал на те же грабли, совершал катастрофические ошибки, но при этом не исчез вместе с другими народами древности с мировой арены, а продолжает своё существование, являя тем самым доказательство совершенно невероятного милосердия Небес.

И видение Исайи – ещё одно тому подтверждение. Ведь главная идея видения великого пророка заключалась в том, что любые беды, обрушивающиеся на евреев и человечество, всегда связаны с их поведением и чаще всего – с отступлением от установленных законов мироздания и человеческого сосуществования и скатыванием обратно к первобытно-животному состоянию.

«Вол знает владельца своего, а осел – своего хозяина. Народ же Исраэля не знает Меня. Мой народ Меня не разумеет», – жалуется в том знаменитом видении Творец пророку. И комментаторы трактуют эти строки однозначно: люди, в отличие от животных, должны «уразуметь». Ведь от животного никто не в праве требовать разумного поведения, все понимают, что он зверь, живущий инстинктами и готовый напасть в любой момент. А от человека – ждут и требуют.

За доказательством этой идеи жителям современного Израиля, да и многих других стран далеко ходить не надо – достаточно выглянуть в окно и сопоставить увиденную картину со статистикой по коронавирусу. Еще месяц назад они строго следовали всем предписаниям эпидемиологов, и в итоге Израиль, казалось, почти полностью разгромил COVID-19. Но сейчас, когда на улицах царят массовый «праздник непослушания» и открытое пренебрежение введенными ограничениями, эпидемия вернулась с куда большей силой. Причина понятна: мы перестали «разуметь» законы мироздания и стадной толпой, будто неразумные твари, шагающие к обрыву, устремились их нарушать.

Девятого Ава мы будем читать «Мегилат Эйха» – горестный плач пророка Иеремии по разрушенному Иерусалимскому Храму с его неизбежным рефреном: «Ой, за что нам?!». Но живший ещё за два столетия до того пророк Исайя ясно и чётко описал, за что: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Г-сподь. – Пресыщен Я всесожжениями вашими. Когда вы приходите, чтобы предстоять передо Мной, кто просит вас топтать дворы Мои?! Собраний ваших Я не терплю: сплошь беззакония с празднествами. Жертвы ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня, устал Я их терпеть». А заодно Исайя предсказал закономерный итог: «И когда вы протянете руки ваши, отвращу Я от вас очей Моих. – говорит Г-сподь. – И сколько бы вы ни молились, не слышу Я, ибо руки ваши были полны крови». Он же напоминает нам, что одного плача недостаточно – от нас ждут реальных действий: «Омойтесь и очистите души ваши, перестаньте творить зло и учитесь творить добро, требуйте справедливого суда и поддержите угнетенного».

Но Исайя – это не только пророк обличения, но и пророк надежды. Он предвидел не только разрушение Иерусалимского Храма и еврейского государства, но и будущее возвращение евреев с четырех концов света на свою землю, возрождение еврейского государства и ожидаемое всеми нами будущее процветание всего человечества в мире без войн, голода и болезней.

Многие из этих пророчеств уже сбылись, в том числе и на наших глазах. Другим еще предстоит сбыться. А вот когда именно, зависит, видимо, только от нас.

{* *}