В очередь, еврейские дети!

28.08.2020

В центре внимания израильского общества продолжает находиться изнасилование 16-летней девушки, совершенное группой молодых людей в курортном Эйлате. И хотя первоначальные данные о том, что 30 парней стояли в очереди на изнасилование, оказались до некоторой степени преувеличенными, сам факт изнасилования несомненен. Как и другой факт: свидетели, вместо того чтобы остановить насилие, увлеченно снимали всё происходящее на видеокамеры мобильников.

Всё это вкупе вызвало взрыв возмущения в израильском обществе. Причем взрыв такой силы, что на какое-то время он отодвинул в сторону бушующие в стране политические протесты. В десятках городов прошли демонстрации против сексуального насилия. Многие политики, писатели и общественные деятели выступили с осуждением изнасилования, заявив, что подобное поведение противоречит всем нормам и ценностям, на которых на протяжении даже не столетий, а тысячелетий строилось еврейское общество, а произошедшее свидетельствует: что-то неладно в нашем еврейском королевстве.

Многие участники демонстраций даже требовали в запале смертной казни для насильников. Причём люди, как правило, совершенно светские и крайне далекие от требований Книги книг, в которой сексуальное насилие относится к числу самых отвратительных преступлений со смертной казнью в качестве наказания. И об этом предельно ясно говорится как раз в библейском отрывке «Ки Теце», который будет читаться в синагогах в ближайшую субботу: «Если мужчина встретит обрученную девицу в поле, схватит её и ляжет с ней, то пусть будет предан смерти».

Да и начинается этот отрывок Пятикнижия с запретов, предотвращающих сексуальное насилие. Для современного человека звучат эти слова, конечно, более чем странно: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и Б-г отдаст их в твои руки, и возьмешь у них пленных, и увидишь среди них красивую женщину, и возжелаешь её, и захочешь взять её себе, то приведи её в свой дом, и пусть она скинет с себя одежду пленницы, и пусть сидит в твоем доме и месяц оплакивает своего отца и свою мать, а затем войдешь к ней и станешь её мужем, и она будет тебе женой».

Но дело в том, что слова эти звучали странно для большинства людей и в те времена! И чтобы понять всю их диковинность, надо вспомнить тот исторический период, в котором любые войны всегда сопровождались жестоким сексуальным насилием победителей над женщинами побежденного народа. И Пятикнижие этими словами предостережения пытается ограничить бессмысленную сексуальную жестокость, вводя запрет на фактическое изнасилование и прописывая правила – весьма уважительные и достойные, – на основании которых можно «взять пленницу»: сделать её женой. И это, конечно, пример невероятного гуманизма для того времени: на дворе стояло второе тысячелетие до нашей эры.

На войне в условиях постоянной опасности для жизни и в атмосфере ненависти к врагу человек выпускает сидящего в нем «зверя», поддается своим самым низменным инстинктам и ведет себя так, как никогда не повёл бы в обычной жизни и нормальной ситуации. Но какой бы тяжелой ни была война, каким бы бесчеловечным ни оказался враг, евреи никогда не должны ему уподобляться.

Неприемлемость сексуального насилия, уважительное отношение к женщине вне зависимости от её национальности, вероисповедания и цвета кожи всегда были одними из важнейших основ поведения и культурных кодов евреев как в мирное время, так и в периоды войн и других общественных потрясений, и мы можем найти тому множество примеров. Даже совсем недавних с исторической точки зрения: на протяжении всего времени существования Армии обороны Израиля, несмотря на множество войн, которые еврейскому государству пришлось вести, не было зарегистрировано ни одного случая изнасилования израильским солдатом женщины-арабки!

Не исключено, что именно с вот таким привитым нам с детства матерями «джентльменским отношением» к женщине и связано отчасти то притяжение, которое женщины самых разных стран и народов испытывают к еврейским мужчинам.

Комментарии