Top.Mail.Ru

Еврей от Бога

04.09.2020

Не буду скрывать: люблю старые иерусалимские легенды. И мне нет дела, что в них правда, а что – фантазия, поскольку для их целей это совершенно не важно. Легенда, которую я собираюсь пересказать сегодня, не такая уж и старая – ей полторы сотни лет. И относится она к тому периоду, когда Иерусалим был маленьким городом на задворках Османской империи, а все его жители обитали внутри крепостных стен.

Стены эти имеют ключевое для легенды значение – ведь канонически еврейская традиция запрещала хоронить мертвых внутри города-крепости. Поэтому евреи хоронили своих покойников за его пределами – на ставшей таким образом знаменитой Масличной горе. И хотя путь от крепостных ворот до кладбища был относительно недолгим, его еще надо было пройти: местные арабы пристрастились закидывать еврейские траурные процессии камнями. Иной раз они устраивали такой камнепад, что провожающие в последний путь покойника бросали носилки с его телом прямо посреди дороги и обращались в бегство – дабы самим не стать покойниками.

В один из дней собрались члены «Хевра кадиша» – еврейского похоронного братства – и стали думать, как справиться с этой бедой. И придумали! Обрядили они одного из своих убеленных сединой товарищей в похоронный саван, положили на носилки, спрятав под ними факел с огнивом и увесистую дубинку, и понесли как ни в чём не бывало на Масличную гору.

Не прошли они и нескольких сотен метров, как в процессию полетели камни. Евреи бросили тело с носилками на землю и разбежались, арабы же – свистя и улюлюкая – понеслись было за ними, но замерли на месте как вкопанные: на них шёл воскресший мертвец в саване с факелом в одной руке и с дубинкой – в другой. Тут они сами с криками бросились врассыпную и с тех пор больше никогда не осмеливались тревожить еврейские похоронные процессии.

Я вспомнил эту легенду потому, что в эту субботу читается библейская глава «Ки Таво», в которой есть знаменитые строки: «По одной дороге они выступят против вас, а по семи дорогам побегут от вас прочь». Звучит весьма жизнеутверждающе, но если начистоту – эту главу «Пятикнижия» читать как-то жутковато. И сквозь все эти благословения и проклятья, которые Творец столь щедро отвесил своему народу, перед нами проходит вся история еврейского народа, сопровождавшаяся военными поражениями и потерей государственности, голодом и изгнанием, погромами и рабством. И конечно же – массовым истреблением. Но главное – постоянным страхом перед завтрашним днём.

И глядя на столь величественную и одновременно катастрофическую историю еврейского народа, невольно задаёшься вопросом: зачем всё это было нужно? В чём высший замысел всех этих страданий? Зачем народ, отделять его тотально от остальных, а затем проделывать с ним все эти игры?

На этот мучающий многих евреев и неевреев вопрос дается чёткий ответ как раз в этой главе «Пятикнижия»: «Превознесет Он вас для славы своей, для имени своего и для величия своего… И увидят все народы земли, что имя Б-га наречено на тебе».

Таким образом, назначение всех этих страданий в том, чтобы личным примером и самим фактом своего существования свидетельствовать о наличии каких-то высших, пусть кажущихся многим абстрактными истин и нести их всему человечеству. Потому неудивительно, что евреи внесли такой громадный вклад в мировую историю и все сферы человеческой жизни.

Это, кстати, было издавна хорошо известно христианским теологам и мыслителям. «Да и как можно представить еврея без Б-га?!» – вопрошал считающийся антисемитом Достоевский, связывая воедино эти два понятия – евреи и Б-г, словно одно не может существовать без другого. Да и английский епископ на вопрос короля Георга VI, может ли тот предоставить ему убедительное доказательство существования Б-га, ответил: «Ваше Величество, неужели вы никогда не видели ни одного еврея?!» И этим было сказано всё.

{* *}