Родина в крошку

19.03.2021

Почему предвыборная кампания в Израиле выродилась в праздник квасного патриотизма, объясняет наш колумнист.

На следующей неделе у нас в Израиле четвёртые досрочные выборы подряд, на носу праздник Песах, а в синагогах всего мира в эту субботу начинают читать третью книгу Пятикнижия, известную в русском синодальном переводе под названием «Левит», а в оригинале названную «Ваикра».

Кажется, трудно представить более скучную для современного читателя библейскую книгу, чем эта. В ней не происходит никаких героических событий или чудес, которыми так полна Библия. Более того – в ней почти нет живого повествования. А большая часть текста посвящена детальному описанию порядка принесения храмовых жертв. И сегодня, когда у евреев нет Храма, а жертвоприношения представляются немыслимой архаикой, если что-то и заставляет нас ежегодно перечитывать этот древний текст, то только наша еврейская упертость.

Но вот начинаешь углубляться в этот текст и вдруг понимаешь, что он имеет самое прямое отношение к нам и тем самым политикам, которые сегодня кричат из всех соцсетей и с уличных плакатов: «Выбери меня, выбери меня – птицу счастья завтрашнего дня».

И пусть Храма сегодня нет, но политики не просто так должны именовать себя «слугами народа», а рассматривать свою миссию именно как служение всей нации, общенациональным идеалам и ценностям, подобно тому, как видели свою задачу священнослужители Иерусалимского Храма. А запрет на принесение в жертву квасного, столь актуальный накануне Песаха, с которого фактически начинается отрывок «Ваикра», выглядит не менее злободневно и накануне выборов, так как квасное, согласно каббалистическому пониманию, символизирует человеческую гордыню, которая, подобно тесту, раздувает значимость того или иного человека в его собственных глазах и таким образом, по словам основателя хасидизма Баал-Шем-Това, становится «корнем всех пороков».

Но глядя на происходящее в Израиле, понимаешь, что предвыборная кампания – это самый настоящий праздник квасного. В том числе и патриотизма. Лидер каждой партии, включая и самые крошечные из них, пыжится представить себя «спасителем Отечества» и то и дело «якает», позабыв о существовании местоимения «мы». И это самое «якание» отнюдь не прибавляет к нему уважения, так как характерной чертой всех подлинных лидеров еврейского народа, начиная с Моисея, всегда была истинная, а не показная скромность.

Вспомним, как долго и упорно Моисей отказывался от роли лидера еврейского народа, как тот же великий Баал-Шем-Тов старался ничем не выделяться из толпы евреев и терпеть не мог, когда сторонники нарождавшегося хасидизма пытались ему устроить торжественный прием в том или ином местечке. Из еврейских лидеров нового времени в этом смысле невольно вспоминается фигура Менахема Бегина, продолжавшего и после избрания премьер-министром жить в крохотной квартирке с изрядно потрепанной мебелью.

А если уж говорить о жертвах, описанию которых посвящена вся эта книга, то особый акцент на тех жертвах, которые должны приносить во искупление своих грехов лидеры народа. Так возникает новый мотив, ставший уроком на все поколения: одной из важнейших черт подлинного лидера является умение признавать собственные ошибки и осознавать, что и он также должен подчиняться закону и подсуден ему, как и все остальные его сограждане. В этом смысле лидер всем своим поведением должен являть пример исполнения закона, и в тот момент, когда он пытается поставить себя над законом, он утрачивает право на лидерство.

Выдающийся философ и комментатор библейских текстов раввин Шимшон-Рафаэль Гирш обращает внимание, что грехоочистительной жертвой лидера должно быть именно молодое животное – бык или козел, находящиеся на пике своих сил. А если учесть, что приносящий жертву должен отождествлять себя с жертвенным животным, погибающим за его грехи, то, значит, подлинному лидеру вне зависимости от его физического возраста должны быть свойственны молодость души и незастоявшийся ум. «Они никогда не должны “стареть”, слишком хорошо устроившись в своей должности», – поясняет раввин Гирш свою мысль.

Ну, а теперь после всего вышесказанного вновь задайте себе вопросы, действительно ли столь безнадежно устарела книга «Ваикра» и выдержат ли наши нынешние лидеры, да и мы с вами, проверку по таким высоким стандартам?

Комментарии