Жену – в дело!

15.10.2021

Когда я впервые читал Пятикнижие Моисеево, то меня невероятно потрясла история о том, как наш праотец Авраам, спасаясь от голода в Египте, смалодушничал и едва ли не собственными руками чуть не сдал свою жену Сару в гарем фараона.

Библейскую главу «Лех Леха», в которой она приводится, как раз перечитывают в эти дни. «Когда приблизились они к границам Египта, сказал он жене своей Саре: “Знаю, что ты женщина, прекрасная видом. Увидев тебя, египтяне убьют меня. Скажи им, что ты – моя сестра, чтобы я остался жив”». А дальше всё так и было: «Вельможи, видевшие её, стали расхваливать её перед фараоном – и взяли её к фараону во дворец».

История совершенно обескураживающая, как ни крути. И только по великому чуду фараон так и не притронулся к ней. Многие комментаторы Пятикнижия пытаются находить объяснения, оправдывающие подобное поведение праотца Авраама – и надо сказать, что жизнь со временем представила мне доказательства их некоторой обоснованности.

Помню, к примеру, рассказ моего знакомого по синагоге – репатрианта из Ирана. В 20 лет он вместе с женой бежал из Персии и почти пешком добирался до Израиля. Они всюду представлялись братом и сестрой – и их не трогали! Он утверждал, что если бы они назвались супругами, то его бы убили, а жену «пустили по кругу». А незамужнюю женщину, девственницу трогать нельзя, особенно при старшем брате – таковы, мол, восточные представления о чести и порядочности.

Однако большинство читающих, особенно впервые, убеждены, что данная история отнюдь не делает чести праотцу еврейского народа. Но я лично гляжу на эту историю уже совершенно с другого ракурса. Часто можно услышать, что все эти библейские истории – просто древнееврейские сказки, создающие и лакирующие прошлое. Но если бы это в самом деле был набор «легенд и мифов Древней Иудеи», призванный «придумать» еврейскую историю и создать некий идеалистический образ наших предков, то столь нелицеприятной истории в нём попросту не было бы. И именно это служит доказательством правдивости текста, и именно поэтому данная история, в сущности, и должна была случиться.

Но заодно это служит уроком историкам всех времен, напоминая, что любые попытки «причесать» прошлое, навести на тех или иных исторических деятелей хрестоматийный глянец лишь с головой выдает их самих и усиливает недоверие к тем победоносным сказкам – потому что вот это действительно сказки! – которые они пытаются выдать за правду.

И не случайно эта не самая приглядная история описана именно в этой библейской главе, поскольку начинается она с самых главных для любого еврея слов: «Иди своим путем». И Авраам им пошёл «из земли своей, с родины своей, из дома отца своего» в землю, которую «указали» ему, чтобы стать тем самым «великим народом, благословляющие который благословятся, а проклинающие который будут прокляты».

И вслед за Авраамом каждый из нас идёт своим путём, поэтому трудно передать, как много вмещают в себя эти слова. Но все мы осознаём их вневременную актуальность: что бы ни произошло, мы, евреи, должны идти своим путем, не давая никому сделать за нас выбор. Даже если весь мир, кажется, начинает сходить с ума и, говоря словами Шекспира, праведность начинает в нём служить пороку, мудрость объявляют глупостью, грех – добродетелью, а мощь оказывается в плену у немощи, у нас нет права поддаваться этому безумию, и мы должны оставаться самими собой, ориентируясь на вечные ценности, провозглашаемые Торой.

Ну, а пророчество о том, что евреи становятся благословением для тех народов, которые их благословляют, и проклятием для тех, кто их проклинает, столько раз сбывались в истории, что всех примеров тут просто не перечислишь. Сейчас это происходит снова: на наших глазах после подписания мирных соглашений с арабскими странами потомки Ишмаэля – о рождении которого, к слову, также говорится в этой главе – не скрывают, что видят в этих договорах возможность для исторического обновления и подъема во всех сферах жизни. И эти сбывшиеся пророчества – еще одно неоспоримое доказательство того, что эта Книга – нечто куда большее, чем просто сборник древнееврейских сказок.

Комментарии