Top.Mail.Ru

Напои верблюда!

29.10.2021

Где и как найти «правильную» еврейскую жену и в итоге не прогадать, размышляет вслух наш колумнист.

За свою жизнь мне пришлось поездить по многим странам. Чаще это были служебные командировки, реже – праздные турпоездки. Но в любой стране, как только собеседники узнавали, что я – еврей, именно моя национальная принадлежность сразу же становилась основной темой разговора. Видимо, потому что евреи продолжают волновать людей в самых разных уголках планеты.

Не раз мне доводилось сталкиваться с оголтелыми антисемитами. Однако куда чаще я встречался с истинным желанием понять, почему мы такие, какие есть. «Вы, евреи, – говорили мне, – столько сделали в науке, культуре и медицине, что всего сразу и не упомнишь!» – отсыпали мне комплименты собеседники. А я каждый раз отвечал, что это, конечно, всё так, но главный наш дар человечеству – это идея монотеизма. Но перечитывая на днях библейский отрывок «Хаей Сара», который будут торжественно оглашать в синагогах в ближайшую субботу, я вдруг понял, что есть нечто гораздо большее!

Напомню, что по сюжету после смерти жены праотец Авраам решает женить Ицхака и отправляет своего верного раба Элиэзера искать невесту для сына. И хотя Элиэзер получает от Авраама инструкции, где искать – «Не бери моему сыну жену из дочерей Ханаана, среди которых я живу, а на мою родину иди и приведи оттуда жену для сына моего», – но надо признать, что инструкции эти весьма общего, теоретического характера. А как на практике среди множества девушек обнаружить «ту самую», оставалось для Элиэзера загадкой.

Полагаться ему оставалось на собственную находчивость. Он остановил верблюдов у колодца, куда к вечеру женщины выходят черпать воду, и решил: «Та девушка, которой я скажу: “Наклони кувшин свой, и я напьюсь”, а она ответит мне: “Пей, и напою я верблюдов твоих”, пусть и будет предназначена Ицхаку».

На первый взгляд, Элиэзер играет в лотерею, что весьма опасно, когда речь идет о таком ответственном деле, как выбор невесты, с которой Ицхаку придётся провести всю жизнь. Но это только на первый взгляд. На самом деле Элиэзер прекрасно понимал, что будущая жена Ицхака должна, прежде всего, разделять с ним общие ценности и взгляд на мир. И когда вышедшая с кувшином к колодцу Ривка напоила Элиэзера и поспешила начерпать воды для верблюдов, он понял – это идеальная невеста для отпрыска Авраама.

Если мы вспомним, что все эти события происходили четыре тысячи лет назад, а вода в те времена была главным богатством на Ближнем Востоке, то станет понятна вся неординарность поведения Ривки. В ту эпоху никто не жаловал иноплеменников и странников, и уж тем более не спешил делать им добро. Проявление доброты и сострадания еще было допустимо к «своему», да и то до определенной степени, но уж точно не к незнакомому чужестранцу.

Дать ему испить воды, а уж тем более его верблюдам? Да с какой стати! Если ему так хочется пить и напоить скот – пусть сполна заплатит! А еще лучше – пусть вообще идет своей дорогой!

Но Авраам и Ицхак исповедовали иные ценности, испытывали другое отношение к людям, и именно на эти ценности и устраивает Элиэзер экзамен кандидаткам в невесты. И Ривка, даже не спросившая про плату за драгоценную воду, выдерживает экзамен на отлично. И именно ей – этакой «белой вороне» своего времени – и предстоит вместе с Ицхаком закладывать фундамент будущего еврейского народа.

Это и есть главное, что евреи подарили миру – то, что потом назовут альтруизмом, милосердием, гуманизмом и прочими красивыми словами. А если попросту – любовь к каждому человеку и готовность бескорыстно творить для него добро, не спрашивая, кто он, какую религию исповедует и откуда и куда держит свой путь.

Вся еврейская история полна примеров такого отношения, в том числе и самопожертвования ради других, и понадобились даже не столетия, а тысячелетия, чтобы и остальные народы осознали эти истины. И, кстати, если рассматривать христианскую теологию с позиций психоанализа, причем скорее даже не Фрейда, а Юнга, то она как раз доказывает, что все исповедующие эту религию народы эти истины прекрасно знают. И, возможно, именно отсюда – из бессознательного, как попытка отвергнуть это знание – в значительной степени и берёт свое начало антисемитизм.

Евреи всегда были на переднем крае борьбы за лучшее будущее, более справедливое и гуманистическое мироустройство. Не для себя – для тех стран и народов, среди которых они жили, а чаще и для всего человечества. И пусть среди тех идей, которые они несли миру, было немало ошибочных и даже порочных, но и в этом случае в них горел тот же огонь подлинного альтруизма.

Ну, а называется весь этот библейский отрывок «Жизнь Сары», поскольку начинается он с рассказа о её смерти и похоронах. И в том – «жизнью» в названии и в «смертью» в содержании – нет никакого противоречия. Чтобы убедиться в этом, достаточно приехать к усыпальнице в пещере Махпела, где десятки тысяч потомков Сары год из года собираются в эту субботу, дабы отдать дань памяти своей праматери. И трудно сказать, сколько девочек в этой толпе носят её имя.

Так что Сара и в самом деле жива, и будет жить, пока существует еврейский народ. Как, впрочем, и Ривка, лежащая совсем недалеко от своей свекрови, с которой ей так и не довелось встретиться при жизни. Но Сара, довелось бы ей дожить, думается, была бы вполне довольна такой невесткой.

{* *}