Top.Mail.Ru

Евреи с Марса

21.01.2022

Над еврейскими анекдотами в равной степени смеются и евреи, и неевреи. Но «соль» анекдота они, как правило, понимают по-разному. И подлинный смысл шутки для человека, далекого от еврейской ментальности, зачастую остаётся скрытым.

Возьмём, к примеру, любимый мною с детства анекдот об инопланетянах.

Встретились земляне и инопланетяне. Земляне спрашивают у пришельцев:
– А вы там все такие зеленые?
– Да, все зеленые, – отвечают инопланетяне.
– И что, у всех уши-трубочки?
– Да, у всех уши-трубочки.
– И у всех зубы железные?
– Нет, у евреев – золотые.

Для нееврея этот анекдот смешон, как подтверждение известного стереотипа, что евреи всегда смогут устроиться лучше всех. Но для еврея суть этого анекдота совершенно в другом: если на какой-либо ещё планете во Вселенной есть жизнь и цивилизация, то значит, там обязательно должны быть и свои евреи! Потому что кто-то же должен нести народам своей планеты свет высоких истин.

Библейский отрывок «Итро», который будут читать в синагогах в эту субботу, как раз повествует о Синайском откровении – том событии, с которого над Землей и загорелся свет. И не только иудеи, но и христиане, и мусульмане определяют это событие как главное в истории человечества. И поспорить с этим трудно, так как сложно найти в нашей цивилизации человека, который не признавал бы Десяти заповедей, дарованных тогда на горе Синай. Да и сам факт, что отрывок этот назван именем нееврея – тестя Моисея, – служит напоминанием, что хотя эти Десять заповедей адресованы евреям, обращены они ко всему человечеству и рано или поздно в той или иной форме будут им усвоены. Что, собственно говоря, и подтвердила вся последующая история человеческой цивилизации.

В этом же отрывке, словно мимоходом, объясняется и ещё один «нееврейский» феномен. А именно – юдофилия. Ведь природа той странной тяги к евреям, которая встречается у других народов, носит зачастую столь же бессознательный характер, как и антисемитизм. «И поведал Моисей своему тестю обо всём, что сделал Б-г фараону и египтянам и как спас Израиль. И обрадовался Итро всему благу, которое Б-г сделал Израилю. И сказал Итро: “Теперь я осознал, что Б-г более велик, чем все идолы”».

Таким образом, эта иррациональная симпатия, которую испытывают филосемиты к евреям – не что иное, как одно из проявлений богоискательства с подсознательным ощущением, что истина о смысле сотворения этого мира находится у евреев. И наоборот, антисемитизм – это всегда тот самый вызов Творцу, который бросал когда-то фараон. Выступая против евреев, любой антисемит автоматически выступает против Б-га – даже если при этом прикрывается его именем.

А теперь достаточно патоки. Поговорим о неприятном. Многие наши собратья любят похваляться своим еврейством, своей якобы «избранностью». Так не лишним будет им напомнить, в чём именно эта «избранность» заключается: «Если будете вы внимать голосу Моему и хранить завет со Мной, то будете Моим достоянием среди всех народов. Будете царством первосвященников и народом святым».

То есть вся наша «избранность» обусловлена лишь нашим союзом с Творцом, а не тем, что мы такие умные, самые замечательные и вообще нас надо в попу целовать. И в тот момент, когда эта связь окончательно утрачивается, исчезает и любая «избранность». Но поразительным образом нам удалость сохранить эту связь во всех поколениях, несмотря на все выпавшие на нашу долю испытания.

Возвращаясь к анекдоту, хочу заметить: если бы евреев не было, их надо было бы придумать. Отсюда и сам собой напрашивающийся вывод, что такой народ должен быть на любой планете, на которой возникла разумная жизнь.

В каббале объясняется, что в момент получения Десяти заповедей у горы Синай находились не только евреи, вышедшие из Египта, но и души всех евреев, которым предстояло родиться во всех последующих поколениях. Значит, каждый из нас, если верить этому, уже стоял на отроге Синая и вместе с остальным еврейским народом принял на себя завет Творцом.

Но лично у меня ощущение, что каждый из нас ежесекундно стоит перед этой горой всё с тем же выбором: принять или отвергнуть, остаться евреем или сбросить с себя этот немыслимый груз. И как доказывает раз за разом история, мы всегда делаем правильный выбор. И когда кажется, что связь совсем оборвалась, тоненькая ниточка всё так же болтается в воздухе в ожидании, что её подхватят.

{* *}