Скажи мне, голодранец

28.01.2022

Как позитивная дискриминация сломала эволюцию и навязала миру отрицательный отбор, объясняет наш колумнист.

Получил письмо от сокурсника из Штатов. Он был лучшим на факультете, и все эти годы я следил за его карьерой. И если чему-то и удивлялся, то лишь тому, как долго он подбирался к профессорскому званию. И вот сейчас именитый профессор пишет мне, что потерял прежнюю уверенность в завтрашнем дне. Манхэттен опустел, а по дорогам разгуливают крысы. Словом, «на улицах Парижа весна, но не веселы лица простых парижан», как говорилось в великом советском клише. Но самое главное, по словам сокурсника, в общественной атмосфере теперь разлита тревога, и общаясь с коллегами, должен постоянно думать, а то ли я сказал? Не переступил ли очередного невидимого барьера политкорректности?

«Похоже, Америка заплатила непомерно высокую цену за положительную дискриминацию, но не дай Б-г произнести это вслух. Боюсь, эта тенденция, начавшись не сегодня и не вчера, будет только усиливаться, принимая уже совершенно абсурдные формы», – написал мой «пан профессор».

И недавний иск в Верховный суд США против Гарвардского университета, поданный организацией «Студенты за справедливое поступление», – одна из иллюстраций этого. В иске студенты обвиняют университет в расовой дискриминации: набранные при поступлении афроамериканцами и латиноамериканцами баллы искусственно завышались, а баллы остальных абитуриентов, напротив, снижались. В результате афроамериканцам и латиноамериканцам рукотворно создавались более простые условия для поступления. И думается, что подобная ситуация наблюдается не только в Гарварде, но и во многих других американских университетах.

Примечательно, что в эту субботу в синагогах читается библейский отрывок «Мишпатим», главные смыслы которого постулируют необходимость заботиться о слабых, бедных и угнетенных жизнью людей. Более того – даже возводят это в обязанность. И тут среди патоки льющегося милосердия – мол, и корми бедняков, и обувай, и беспроцентно ссужай – появляется совершенно противоположное, жёсткое, категоричное: «Не оказывай предпочтение бедняку в споре его».

Дескать, каждому из нас в силу человеческой природы при виде оказавшегося в бедственном положении человека хочется прийти ему на помощь, проявить сострадание и великодушие. И это прекрасные устремления, но в них можно зайти слишком далеко. Поэтому библейский текст и предупреждает нас: нельзя в суде отдать предпочтение бедняку лишь на том основании, что он бедняк. Нельзя судить в его пользу – лишь потому, что он бедный – и таким образом попирать справедливость. Говоря современным языком – это запрет на «позитивную дискриминацию». Поскольку она нарушает основополагающие принципы человечества – равенство перед законом и равенство возможностей.

Более того – такая дискриминация отнюдь не решает проблем «бедняка». Если у такого бедняка есть развитое чувство собственного достоинства, то оказанное ему предпочтение он воспримет как личное оскорбление. А если же такого чувства у него нет, то очень скоро он начнет воспринимать такое отношение как должное, и в итоге это начинает развращать и его, и общество в целом.

И это то, что воочию мы сегодня видим и в США, и в Израиле. Уже сегодня мы наблюдаем, как эти принципы в обеих странах влияют на продвижение по карьерной лестнице практически в любой сфере: вместо того чтобы продвигать самых достойных – продвигают тех, кому следует оказывать предпочтение, а о принципе честной конкуренции давно никто не вспоминает. Из-за политики позитивной дискриминации многие талантливые юноши и девушки остаются за бортом университетов, а их места в аудиториях занимают те, кому было оказано предпочтение по расовым ли, религиозным, гендерным или каким-то другим принципам. Понятно, что уже очень скоро мы начнем пожимать плоды такой политики в науке, медицине, да и во всех остальных областях. И, похоже, единственное, что нам остаётся – так это дивиться, с какой точностью библейский текст еще три с половиной тысячелетия назад предсказал такое развитие цивилизации.