Дважды «да» – четыре

18.03.2022

Что такое еврейская арифметика и в котором часу откроется касса взаимопомощи – в нашей субботней проповеди.

Сижу в сторонке – смотрю, как мой старший сын учит уже своего младшего, шестилетнего, что такое дроби. Пацан он смышлёный – с удивительной скоростью складывает любые двузначные числа. Так что и с дробями проблем не ожидается.
– Представь себе, что тебе дали большой круглый пирог. Как его разделить между пятью детьми? – спрашиваем его.
– Каждому достанется две десятых или одна пятая, – вполне резонно отвечает внук, а потом сам вопрошает: – Только зачем мне делиться? Я его и сам постепенно съем!

Поверьте, я ничего не придумал – именно так все и было. И он совсем не обжора, этот мой внук. Наоборот, он тощ, как спичка, и заставить его что-то съесть – это большая головная боль. Но вот делиться он, оказывается, не готов. И он такой не один – это ещё не раз будет со многими другими детьми, да и не только детьми. Потому что так уж устроен любой человек – ему крайне тяжело оторвать от себя и отдать то, что он считает своим. Даже если это «что-то» лишено какого-то практического смысла.

И перечитывая библейскую главу «Цав», которую будут оглашать в синагогах в ближайшую субботу, невольно понимаешь, что одна из главных её задач, как и всего Пятикнижия – перевернуть заложенный в нас инстинктивный эгоизм и научить нас жертвовать. И пусть в самом отрывке говорится о жертвах, приносимых в Иерусалимском Храме, мы понимаем, что речь и об иных жертвах – тех, что не принесут нам какую-то выгоду, но зато помогут другим и сделают сам мир, в котором мы живем, чуть лучше.

Да и само название главы, «Цав», которое можно перевести как «прикажи», с точки зрения великого комментатора священного текста еврейского мудреца Раши, означает, что данное повеление следует исполнить как можно быстрее – не мешкая! И это тоже связано с человеческой психологией: когда надо чем-то поделиться, оторвать от себя, то любой из нас начинает всячески тянуть время и искать отговорки, почему лучше обождать. Поэтому священный текст нам как бы говорит: «Прикажи себе пожертвовать нуждающемуся! И не тяни с этим, как бы ни было тебе тяжело отрывать от себя!»

И в наше непростое время эта отлаженная за тысячелетия система еврейской взаимопомощи и навыки заботы о беженцах и нуждающихся оказались как никогда востребованы. Израиль снова и снова спасает своих и чужих.

Впрочем, некоторые комментаторы Пятикнижия остроумно замечают: мол, повеление это было обращено к первосвященнику Аарону, а ему, собственно говоря, ничего отрывать от себя лично не требовалось – ведь распределяемые им средства были не его личные, а общественные. И это даёт нам дополнительно толкование для власти предержащих всех времён: тот, кому доверено общенародное достояние, тоже не должен «тянуть волынку» с выполнением возложенной на него миссии, дабы не возникло и тени сомнения, что «зажатая» им часть национального богатства не прилипла к его рукам. Да и сама жизнеспособность любого общества во многом определяется тем, насколько оно верит в чистоту рук, одежд и помыслов тех, кто действует от его имени.

***

Ещё одна из жертв, о которой говорится в этом библейском отрывке – «мирная жертва». Помню, когда я только начинал изучать Тору, мне казалось, что этот перевод является неверным – ведь в оригинальном тексте она названа «курбан шалем», то есть «цельной жертвой». Лишь углубившись в изучение Торы, я осознал, что никакой ошибки нет: слова «шалем» («целостность») и «шалом» («мир») в иврите тесно взаимосвязаны, переходят одно в другое, а на базе их связки рождается целая философия.

Мир с точки зрения иудаизма – это состояние целостности, гармонии, в котором нет никакого внутреннего разлада между составляющими частями, идет ли речь о взаимоотношениях между народами, отдельными людьми или внутреннем мире каждого из нас. Быть цельной личностью – значит прежде всего жить в мире с самим собой, и наоборот. И мирная жертва в Храме была как раз призвана помочь каждому, кто ее приносил, достичь такого состояния духа.

В наши дни нет Храма, мы не приносим жертвы, но это не значит, что у нас нет других путей для достижения этой цели. И одним из них как раз и является воспитание в себе умения отдавать, помогать ближнему и действовать на благо общества, ни о чем не жалея и не ища отговорок. Хорошей субботы, вам! Шаббат шалом!