Плошка яда

27.05.2022

В эти дни Израиль отмечает 55-ю годовщину Шестидневной войны – самой короткой и загадочной войны в истории ХХ века. И сколько бы ни прошло времени, итоги той войны до сих пор остаются необъяснимыми, и даже самые большие скептики признают, что рационального их понимания нет.

Старожилы Израиля рассказывали мне, что в мае 1967-го, когда стало понятно, что война неотвратима, стали распространяться слухи, будто египетское командование дало своим солдатам разрешение безнаказанно убивать, грабить и насиловать жителей еврейских городов. И тогда в израильских аптеках в открытую начали продавать яды – чтобы не даться в руки арабских насильников живыми.

В Тель-Авиве и других городах уже начали подготавливать места для собственных будущих братских могил. Ведь все понимали, что шансов на победу практически никаких: сирийская, египетская и иорданская армии по численности превосходили израильскую более чем вдвое, а по количеству танков и самолетов – более чем втрое.

Правда, сразу два известных хасидских ребе – Любавичский из Нью-Йорка и Махновский, совсем недавно репатриировавшийся из Союза – уверяли, что война будет быстрой и закончится грандиозной победой Израиля. Но их пророчества казались уж слишком невероятными.

Однако начавшаяся 5 июня война закончилась уже 10-го, и по ее итогам Израиль не только обрел полный контроль над Синайским полуостровом, но и над землями, с которыми связана вся история еврейского народа – Иерусалимом и Иудеей, Самарией и Голанскими высотами, увеличив за 6 дней в несколько раз свою территорию. Хотя эта победа далась страшной ценой – в той войне мы потеряли 983 своих сыновей и дочерей, которых оплакиваем по сей день.

Но эта победа перевернула всё. Во-первых, сознание израильтян – они воочию утвердились, что теперь Израиль будет стоять вечно. Во-вторых, сознание христианского мира, поскольку рухнуло новозаветное пророчество, что евреи больше никогда не обретут власть над Иерусалимом. И в-третьих, эта победа перевернула арабский мир: они зауважали Израиль – ведь на Ближнем Востоке уважают силу. Ну и, конечно, та победа перевернула сознание советских евреев, вызвав гордость за Израиль и дав мощный толчок к возрождению их национального самосознания и еврейской жизни в СССР.

А в синагогах всего мира в первую субботу после окончания Шестидневной войны шла обычная служба. Привычно вынесли свитки Торы, уложили их на кафедру и приступили к чтению отрывка «Бехукотай». Именно его, кстати, читают в эту субботу в синагогах. И в нём есть строки, невероятно созвучные тому победному ощущению: «Пятеро из вас будут преследовать сотню врагов, а сто из вас будут преследовать десять тысяч. И падут они от меча вашего». Те же старожилы рассказывали мне, что, услышав эти слова, они почувствовали, что написаны они прямо про них!

Но не всюду нас ждали победы. Так уж совпало, что на днях я перечитывал не только Пятикнижие, но и «Иудейскую войну» Иосифа Флавия. И вновь поразился, с каким мастерством автор восстановил картину гибели Иерусалима. Шаг за шагом Флавий показал, как слепота еврейских вождей, переоценка ими своих сил и нежелание адекватно воспринять реальность привели к национальной катастрофе. Со всей скрупулёзностью Флавий воссоздал, как голод постепенно обесчеловечивал людей и заставлял их опускаться всё ниже.

Начиналось все с банального воровства еды, потом уже шли прямо грабежи с той же целью – заполучить провиант. А дальше за еду начинают убивать. И наконец, наступает день, когда в прошлом очень богатая женщина, обезумев, убивает и зажаривает своего годовалого сына. А когда привлеченные запахом жареного грабители врываются в её дом, она ничтоже сумняшеся заявляет, что оставила для них половину – и поднимает крышку. И они в ужасе отшатываются и бегут из её дома, поскольку понимают, что это – предел, дальше падать уже некуда.

И я вспомнил, что именно об этом говорится в отрывке «Бехукотай»! «Если вы презреете Мои законы, то будете поражены вашими врагами. Ваши ненавистники будут владеть вами. Мясо своих сыновей и дочерей будете есть», – сказано в Пятикнижии. «Значит, и это сбылось!» – подумалось мне.

Впрочем, добрый раввин Цви-Иегуда из Стратина открыл нам позитивный взгляд на эти строки. Он обратил внимание, что всё зависит от прочтения: ведь можно понять и так, что евреи, придя в гости к своим сыновьям и дочерям, будут есть там мясо, которое те заработали трудом своих рук. Ведь мясо на столе всегда считалось признаком достатка. А что может быть приятнее сердцу любых родителей, чем знать, что их дети устроены и ни в чем не нуждаются?! И, признаюсь, что такое прочтение мне нравится куда больше, чем буквальный смысл.