Top.Mail.Ru

Из любви и палок

09.10.2022

«Все-таки не понимаю, на кой это тебе нужно?! Из года в год ты сначала мучаешься, пока ставишь эту халабуду, а уже через неделю её сносишь!» – сказал мне тут на днях старый приятель, заявившийся в гости как раз аккурат в момент, когда я начинал строить праздничный шалаш, сидеть в котором нам предписывается в Суккот.

Признаюсь, я и сам сомневался, ставить ли в этом году сукку или нет. Мы в первые дни будем гостить у старшей дочери, потом – у младшей, а субботу проведем в гостях у старшего сына. А я ещё вдобавок на работу езжу, так что в своей собственной сукке проведу от силы вечер-другой.

Мог бы не строить свою, а сходить в общинную, возведенную рядом с синагогой. Но только закончили с товарищем, который, поворчав, понятное дело, присоединился, и водрузили на стол бутылку отличной домашней чачи, у меня выстроился ответ, для чего я каждый год это делаю.

Сукка, как известно, призвана напомнить нам о тех шалашах, в которых наши предки сидели после Исхода из Египта и, будучи прикрытыми Облаками Славы, чувствовали себя в абсолютной безопасности и могли размышлять о вечных вопросах бытия. У меня, как и у многих моих современников, увы, такой возможности нет. На работе столько дел, что, кажется, день заканчивается, не успев начаться. С неделей то же самое. Босс то и дело допекает какими-то мелкими придирками, и как бы ты ни старался, ему не угодишь. Планы, которые ты вроде бы так тщательно выстраивал, вдруг рушатся в одно мгновение. «Запасные аэродромы», которые готовил в течение нескольких лет, оказываются «разбомблены». В сущности, ты уже сегодня живешь, как ежик в тумане, а завтра вообще, скорее всего, превратишься в Гадю Петрович Хренову.

Но сидя в шалаше на пластиковом стуле за пластиковым столиком в двух шагах от многоэтажного дома, в котором среди многих квартир есть и твоя, а в ней – библиотека, собрание картин и бар с дорогими сортами виски, вдруг неожиданно понимаешь, что они на самом деле не имеют никакой ценности. А забирающийся в шалаш прохладный вечерний ветерок напоминает, во что он в принципе может превратиться в любой момент – в сильный ветер, а то и ураган, который в мгновение сносит с лица земли добротно построенные дома со всеми хранившимися в них реальными и мнимыми ценностями, все запасные аэродромы вместе взятые. И в памяти невольно всплывают слова еврейского классика, что все мы – «только прах на ветру». В ту секунду понимаешь, кто в конечном счете самый главный Босс, благосклонность которого надо получить. Так твой шалаш окажется прочнее любого каменного замка.

И одновременно задаешься вопросами, кому будет нужна твоя библиотека и коллекция картин после тебя – виски, понятное дело, выпьют – и с чем ты предстанешь перед Всевышним? Будет ли Ему так важно, с каким трудом ты сорок лет назад достал двухтомник Пастернака?!

Лучше всего такие не имеющие ответов вопросы задаются именно осенью – в преддверии холодов, от которых никуда не убежать. Поэтому, если бы осеннего праздника Суккот не было, нашим мудрецам стоило бы его выдумать. Ну, а если не мудрецам, то нам с вами – в любом возрасте человеку нужна эта небольшая остановка, чтобы ощутить всю призрачность того, что ему кажется незыблемым. А заодно задать себе вопросы, без которых мы из живых людей превращаемся просто в механические функции. Так что, «милости просим к нашему шалашу!». Присаживайтесь и немножко покушайте.

{* *}