Top.Mail.Ru

С грехом по пятам

26.07.2023

Каждый год с приближением Девятого ава я снимаю с полки «Иудейскую войну» своего любимого Иосифа Флавия, чтобы оживить в памяти страшные картины того дня и предшествующих ему событий – восстания крохотного еврейского анклава против Великого Рима.

Вижу первые поразительные, не имеющие рационального объяснения победы восставших иудеев над римлянами. Яростные политические споры между сторонниками войны до победного конца – вплоть до безоговорочной капитуляции Римской империи и сторонниками переговоров, желавшими выторговать у Рима как можно более широкую национально-религиозную автономию.

Потом будет бездарная потеря времени на болтовню вместо подготовки к войне, вторжение самой крупной за всю римскую историю армии в Галилею, героическая оборона и падение Иотапаты. Плавающие в Кинерете и ставшие пищей для рыб десятки тысяч трупов жителей Трахонеи-Мигдалы. Падение и сдача одного города за другим и наконец осада Иерусалима, в котором три вождя почти до последнего будут грызться между собой за власть и казнить любого, кто не согласен с их политической линией, включая членов Синедриона.

Книга Иосифа Флавия неслучайно называется именно «Иудейская война», а не «Римско-иудейская» или «Иудеско-римская», как требуют каноны подобных книг. Ведь Флавий постоянно подчеркивает – это была прежде всего именно внутренняя война. И сумей евреи сплотиться для подготовки к противостоянию со столь могущественным противником, создай они единую армию, не сожги в безумном ослеплении склады с запасами, рассчитанными на три года – и защитники Иерусалима выдержали бы осаду, а римляне, слишком далеко оторвавшиеся от своих баз, рано или поздно её бы сняли и, как прежде, в 66-м, снова бы отступили из Иудеи и Галилеи.

Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения – 9 ава 70 года Второй Иерусалимский Храм постигла та же судьба, что и Первый – за 474 года до этого. Причем в тот же день по еврейскому календарю! А дальше из века в век евреев в этот день преследовали изгнания, погромы, массовые казни и прочие бедствия.

Еврейские мудрецы называют главной причиной разрушения Второго Храма «синъат хинам» – беспричинную, напрасную или даже, если угодно, дословно «бесплатную» или «дармовую» ненависть. И мне лично, признаюсь, всегда казалось, что это чисто умозрительное и давно ушедшее в прошлое понятие. Чисто теоретическое явление: было когда-то – и прошло. Ну не видел я такой ненависти между евреями ни в Израиле, ни за его пределами – во всех диаспорах, куда только ни забрасывала меня судьба.

Конечно, повсюду были споры между евреями, стычки на почве диаметрально противоположных взглядов, столкновения амбиций и интересов, свои подковерные игры. Но ненависти! Её не было.

Будучи в своё время вхож в кулуары Кнессета, я часто наблюдал, как оравшие друг на друга на заседании депутаты пять минут спустя мирно беседовали за чашечкой кофе в буфете – о жёнах и детях. А в армии, больницах и научных центрах дружили и сотрудничали приверженцы разных политических лагерей, которые если и спорили о политике, то точно не видели в оппоненте подлежащего уничтожению врага. Более того – члены одной семьи придерживались по тем или иным вопросам совершенно различных мнений, но это не мешало им собираться и вместе радоваться.

Однако именно в последние годы понятие «беспричинная ненависть» буквально на глазах стало приобретать в Израиле вполне конкретный характер, а в последние месяцы эта ненависть, к сожалению, правит бал в стране. И мы достигли той точки, когда в самом деле уже не имеет значения, кто прав, а кто нет – хотя у каждой из сторон миллион доводов. Ведь адепты обоих лагерей давно переступили любую грань разумности и утратили способность слышать какие-либо аргументы. А идейные разногласия перешли в яростную личную ненависть – ту самую, которая не только ослепляет и лишает человека способности здраво мыслить, но и превращает его в глупца и безумца. Больно смотреть, как эта ненависть, словно вирус, распространяется среди евреев и меняет их самих, разрушая попутно не только Израиль, но и, по большому счету, весь еврейский мир.

В ближайшую субботу во всех синагогах мира будут читать главу «Ваэтханан» – отрывок из Пятикнижия Моисеева. В нём можно найти немало откровений, но стержневыми его словами обычно считаются следующие: «Храните же и исполняйте эти законы, ибо в них мудрость ваша в глазах всех народов, которые, лишь услышав об этих законах, скажут: “Как мудр и разумен этот великий народ, который их установил”!».

Не секрет, что испокон веков даже самые яростные антисемиты признавали евреев умным народом, и признание это во многом основывалось на базе того же Пятикнижия, в котором многократно повторяется заповедь об обязанности каждого еврея приходить на помощь и проявлять братскую любовь к своим соплеменникам. В принципе все эти заповеди сконцентрированы в заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Но «ближний» на иврите звучит как «ръэ» – «тот, кого ты видишь перед своими глазами». И это слово тут использовано, безусловно, неслучайно. Потому что очень легко возлюбить абстрактное человечество, голодающих в далекой Африке детей или жертв эпидемии в лесах Амазонки. Но вот возлюбить ближнего, который раздражает тебя даже своим внешним видом, не говоря уж о привычках, выводит тебя из себя своей непонятливостью и вдобавок придерживается на всё иных взглядов – это куда сложнее. Возненавидеть его намного проще, нежели преодолеть в себе неприязнь и «возлюбить».

И ненависть всегда контрпродуктивна, лишает ума даже самых здравомыслящих, да и вообще – гнилой товар, который легко приобрести, но от которого потом крайне трудно избавиться даже бесплатно. И в понимании этого факта издревле заключалась «наша мудрость в глазах всех народов».

А источаемая нами «ахават хинам» – «беспричинная любовь» – как раз помогала нам выжить и преуспеть на протяжении всей истории. Это та самая любовь, которая обычно возникает между членами одной семьи и потому не нуждается в каких-либо обоснованиях. И какие бы скандалы ни происходили внутри нормальной семьи, родители в ней никогда не отрекутся от детей, а дети от родителей – это просто немыслимо, вот и всё.

И потому в этот день, Девятого ава, мне очень хочется верить, что мы всё еще остаемся «нормальной семьей» и о нас ещё можно сказать: «Как мудр и разумен этот великий народ!»

{* *}