Top.Mail.Ru

Нам, евреям, по пути

26.04.2024

В какой атмосфере празднует эти пасхальные дни Израиль и о чём мечтают жители Иерусалима, рассказывает наш корреспондент.

Так получилось, что этот Песах мы всей семьей отмечали у младшей дочери в Иерусалиме – в квартале Нахлаот, с которым связано немало славных страниц в новейшей истории Израиля. И когда встал вопрос, в какую из множества ближайших синагог идти на молитву, старший сын предложил пойти в синагогу «Ахдут», более известную как «Синагога подпольщиков».

И вот мы оказались внутри этой крошечной синагоги с резным, потемневшим от времени деревянным ковчегом для свитков Торы и такой же резной, явно сделанной тем же мастером «бимой» – кафедрой для их чтения. В 1940-х годах в этих стенах молились члены подпольной организации ЛЕХИ – «Бойцов за свободу Израиля». А субботние проповеди читал живший в двух шагах от дома моей дочери легендарный «раввин заключенных» Арье Левин.

На стене синагоги висит огромный стенд с именами бойцов ЛЕХИ, погибших в дни Войны за независимость в 1948 году – в Иерусалиме и Яффо, Акко и Тверии и во многих других городах будущего Израиля. Любопытно, что список этот выстроен не по фамилиям, а по именам, поскольку фамилии, как считают молящиеся тут евреи, не так уж и важны: ведь все мы – члены одной семьи.

Незадолго до начала праздничной молитвы сын подвёл нас к ковчегу со свитками, наклонился над его помостом и неожиданно приподнял крышки двух устроенных под ним тайников! Как оказалось, они были прежде предназначены для хранения оружия. «Обычно сразу после молитвы бойцы ЛЕХИ уходили на боевые задания, – пояснил он. – Приходившие на следующую молитву топали ногой по крышкам тайников, и если звук был глухим, это значило, что оружие на месте, а товарищи вернулись с задания. Если же звонкий – стало быть, тайник пуст и бойцы всё еще на задании, а значит, надо с удвоенной силой молиться за их благополучное возвращение».

И тут в наш разговор вмешался старый габай синагоги Александр бен Давид – сын одного из героев еврейского подполья. «Я покажу вам свиток Торы, который мы будем читать в дни праздника, – сказал он. – Это особый свиток. И не потому, что он сделан из оленьей, а не из телячьей кожи, как обычно. Этот свиток был изготовлен по заказу евреев из Египта, когда они узнали, что англичане схватили и приговорили к смертной казни двух еврейских подпольщиков. Затем он был доставлен сюда из Каира – так евреи Египта хотели показать, что все мы, где бы ни жили, члены одной большой семьи. И всё, что происходит с евреями в любой точке мира, касается нас всех. Сейчас этому свитку 77 лет, и мы будем молиться за то, чтобы Всевышний сохранил жизни наших солдат в Газе и послал им победу».

Такими мыслями и чувствами живёт Иерусалим в эти пасхальные дни. И несмотря на стоящую днём сорокаградусную жару, от которой, казалось, раскалились даже древние камни Святого города, у Стены Плача собрались многие тысячи евреев, чтобы принять традиционное праздничное благословение коэнов в воцарившейся атмосфере еврейского братства.

И сейчас, уже сидя дома, в Тель-Авиве, я представляю, как в эту субботу Александр бен Давид откроет старинный ковчег и извлечёт из него тот самый свиток Торы из оленьей кожи, а над резным куполом «бимы» произнесут слова специального отрывка, который читается в пасхальную субботу.

И примечательно, что это как раз тот отрывок из Пятикнижия, в котором Моисей восстаёт против решения Всевышнего уничтожить евреев за грех золотого тельца и произвести от него, Моисея, новый народ. «Ведь люди эти – Твой народ, который Ты вывел из земли египетской!» – дерзко напоминает Моисей Творцу.

И это – одна из основополагающих истин Торы, которая доказывается всей историей человечества: что бы ни случилось, мы – Его народ. Да, жестоковыйный – как мы впервые и названы, кстати, именно в этом отрывке. Да, иногда сбивающийся с указанного пути. Да, впадающий порой в самые ужасные заблуждения. Но даже заблуждаясь, мы остаемся Его народом, и Он продолжает нас чудесным образом хранить на всех крутых поворотах мировой истории.

Завершается же этот праздничный отрывок напоминанием, что каждый еврей должен трижды в году – на Песах, Шавуот и Суккот – предстать «перед ликом Всевышнего». Речь тут об Иерусалимском Храме, куда в эти три праздника стекались люди со всех сторон Израиля. И там же сказано: «Никто не возжелает страны твоей, когда отправишься ты в этот путь». То есть дано обещание, что паломничество всех в одно место никак не повлияет на безопасность евреев и страны Израиля. Очень хочется верить, что так и будет, причем не только для евреев Израиля, но и всего мира. Мирного нам всем Песаха!

{* *}