Женский плач шофара

10.09.2007

Рош а-Шана — праздник, полный слез...

Как рассказывает Тора, рабыня Сары, жены Авраама, египтянка Агарь плакала потому, что Авраам бросил сына Ишмаэля в пустыне, оставив его там одиноким и беззащитным. Именно поэтому убитая горем мать уходит от сына, чтобы не стать свидетельницей его гибели. В Афтаре пророчица Хана со слезами молит о даровании ей сына, а ее соперница Пнина высмеивает несчастную бесплодную женщину. Сара счастлива, что в возрасте 99 лет ей удалось родить Ицхака, но вскоре наступает момент, когда Авраам должен принести сына в жертву, и Сара с замиранием сердца ждет вести о смерти Ицхака. В снова в в Афтаре Рахель оплакивает своих детей...

Плачет и шофар. Его звук происходит от рыданий матери Цицеры, который не вернулся с войны.

Изначально день Рош а-Шана, начала года, назван в Торе днем скорби (Йом Труа). Мелодия шофара является последовательностью рыдающих звуков. Именно его звук раздался в момент получения еврейским народом Торы. Как рассказывает Мидраш, в этот момент души покинули тела людей. Свидетели дарования Торы испытали самый ужасный момент в своей жизни!

Звук шофара будит в душе жгучий страх и тревогу. На иврите само слово шофар близко по этимологии к слову «срифа» — «горение». В бессловесном плаче также слышится призыв к битве.

Шофар напоминает нам, что внутри каждого из нас есть место слезам и страху, и, вместе с тем, в слове «шофар» зашифровано слово «шипур» — исправление, улучшение. Шофар возвращает нас к тому моменту, когда должно было свершиться жертвоприношение Ицхака, но милостью Всевышнего в последний момент он был спасен, и в жертву был принесен барашек. Это призыв не поддаваться отчаянью, никогда не сдаваться. Звук инструмента вносит смятение в наши души, вселяя в нас желание посвятить свои жизни служению Творцу и любви к Нему не в смерти, но еще при жизни.

Как гласят изречения мудрецов, звук шофара ознаменует собой последние дни перед приходом Мошиаха, именно с него начнется воскрешение усопших. Звук шофара пробудит мир к жизни, к тому, чтобы все народы мира узрели могущество и величие Б-га.

Первым шагом к этому является бессловесный крик. Баал Шем Тов сказал: «Ключ к началу — в открытом сердце. Когда человек раскрывает свое сердце перед Всевышним, ему открываются все дороги в Царство Творца, да благословится имя Его!» (Ор Иешарим).

В звуке шофара слился плач всех женщин, упомянутых в главах Торы и Афтаре, которые читают на Рош а-Шана: Ханы, Рахель, Сары и Агарь.

Весь смысл шофара заключается в освобождении и искуплении. Звук шофара — глас высшей истины. Рано или поздно правда восторжествует. Ибо вся наша надежда состоит в том, что Творец тоже плачет о нас, своих детях, и дарует нам Свою милость как любящая мать – непослушному чаду.

Шейндл Кроль