Длинный, но короткий путь

26.11.2007

put.jpgРаввин Йешуа бен Хананья говорил: «Во время одного из путешествия на перекрестке я встретил ребенка. “Какая из дорог ведет в город?” — спросил я, и он ответил: “Это путь короткий и длинный, а тот – длинный и короткий”. Я пошел «коротким, но длинным путем». Вскоре я пришел в город, но на моем пути оказалось много зарослей. Я вернулся к ребенку и задал ему вопрос: “Отчего ты не сказал мне, что эта дорога длиннее?” “Я же говорил, что этот путь – короткий, но длинный”, — был ответ» (Талмуд, Эрувин 53б).

Так и в жизни – есть «короткий, но длинный» путь, а есть – «длинный, но короткий».

В Тании раввин Шнеур Залман из Ляд описал основы хасидского подхода к жизни. В предисловии к книге сказано: «В этой книге собраны отрывки из святых книг....Эпиграфом для нее служит стих “Ибо слово Господа близко душе твоей, оно на устах твоих, в сердце твоем, и исполнится оно благодаря тебе” (Дварим 30:40). В книге указано два пути к тому, чтобы принять слово Б-га в свою душу – долгий и короткий, и на обоих человеку помогает Всевышний, благословен Он».

Тора и заповеди – основа создания нашего мира, описывающая Его видение жизни и способы достижения Его цели. Но возможно ли прожить жизнь в соответствии с Торой? Может ли обычный человек исполнить все указания, содержащиеся в ней, мыслью, словом или поступком?

Заповеди, которые Всевышний дал нам, возможно исполнить. Их нельзя откладывать «до лучших времен». Они – в нашей жизни, в наших мыслях и поступках. Тора – это не абстрактный идеал, не недостижимая мечта, а практическое пособие для тех, кто желает достичь своей цели.

Как же этих целей достичь? Раввин Шнеур Залман в Тании раскрывает подход движения ХАБАД, согласно которому мысли и разум человека играют главенствующую роль. Во-первых, человек должен учиться, вникать в суть вещей и размышлять о существовании всего живого, о всепроникающей истине Б-га, об источниках души и ее связи со Всевышним, о своей миссии в этой жизни, об испытаниях, уготованных ему на протяжении всего пути.

Следующим шагом должно стать умение передать свои знания посредством чувств и эмоций. Победа разума над сердцем, понимание основ мира помогают рождать в сердце правильные чувства – любовь к Творцу и трепет перед Ним. Любовь к Б-гу понимается как горячее желание соединиться с Ним, а трепет – как неприятие всего, что может воспрепятствовать связи Создателя и человека.

В конце концов, когда человек научился контролировать свой разум и сердце, исполнение им заповедей Торы становится не только возможным, но и необходимым для него самого. Он от всей души жаждет исполнения заповедей, которые становятся мостом между ним и Б-гом. И любое нарушение – каким бы привлекательным оно ни показалось – противно человеку, ведь оно противоречит его сущности.

Кто-то может поспорить: зачем тратить жизнь на усмирение мыслей и чувств? Для чего я должен переступить через себя? Неужели не проще открыть книгу и следовать инструкциям? Я простой еврей и такие понятия, как «постижение Б-жественного», «любовь к Б-гу», «трепет перед Б-гом» недоступны для моего понимания. Я знаю правду, мне известно, что Всевышнему от меня нужно – в Торе ясно описаны все повеления и запреты. В природе человека заложен эгоизм и материализм? Я буду их контролировать, и моя вера мне поможет.

Это и есть тот самый короткий, но длинный путь. Самая короткая линия, проведенная между двумя точками – прямая, но иногда и эту аксиому можно подвергнуть сомнению; по сути, прямота в данном случае ни к чему не приводит.

В случае с рабби Йешуа, сначала он выбрал, на первый взгляд, ближайший путь – но в итоге так и не пришел в город; ведь такой путь – это непрекращающаяся борьба, вечный поединок животной и Б-жественной душ. Человеку дарована свобода выбора и силы на то, чтобы достойно встретить все препятствия и испытания; но не стоит забывать и о возможности – не дай Б-г – неудачи. И неважно, сколько на пути будет побед – завтра нас ждут новые испытания. Избрав короткий путь, можно выигрывать битву за битвой, но никто не гарантирует постоянных побед на протяжении всей жизни.

С другой стороны, длинный, но короткий путь полон опасностей, невзгод и жестокости, как и сама жизнь. В ней есть взлеты и падения, сомнения и неудачи. Но именно эта дорога, в конце концов, ведет к намеченной цели. Когда человек постигает смысл жизни, стремится к добру и отрицает зло – тогда война выиграна. С этого момента все мысли, речь и поступки человека направлены на выполнение миссии.

                                                                   Из бесед Любавичского Ребе