Необычная несправедливость

27.05.2008

«Неужели религиозные евреи до сих пор каждое утро благодарят Всевышнего за то, что Он не создал их женщинами?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Я вместе с вами мечтаю о том, чтобы поскорее наступило время, когда такого благословения больше уже никто не произнесет. Смелая женщина сравнима с короной на голове своего мужа, писал царь Шломо. Хасидские мудрецы интерпретировали это иначе: наступят времена, когда женское начало в этом мире победит мужское и станет подобно короне, венчающей голову.

Жены многих великих цадиков были гораздо праведнее их самих, а их дочери – мудрее сыновей. Так было с Авраамом, Ицхаком и Яаковом. А также с рабби Акивой и рабби Меиром. А все потому, что эти люди, уже живя в нашем мире, вкусили Мира Будущего.

Тем не менее на сегодняшний день мы все живем в мире, где женщине отведена не особенно важная роль. В мире насчитывается около 4 миллионов рабынь, только в США в прошлом году было продано в рабство 400 тысяч женщин. Большую часть населения, живущего за чертой бедности, представляют матери-одиночки и их семьи. Работающим матерям приходится делать гораздо больше работы на дому, чем их мужьям.

Такие настроения в обществе влияют на наше восприятие роли мужчины и женщины в выполнении заповедей. Следуя заповедям Торы, мужчина исполняет предписания, ориентированные на непосредственно действие и публичность, в то время как женщине отведена, на первый взгляд, второстепенная роль, в действительности обладающая глубоким внутренним смыслом. Как бы то ни было более заметная работа мужчины сегодня ценится больше.

Отчего же в мире установлен именно такой порядок? На самом деле это не обычная несправедливость. Этот порядок является не чем иным, как определенным этапом развития общего человеческого мышления: мы, как мужчины, так и женщины, зациклились на мнении, согласно которому роль мужчины основополагающая, а женщины – вторичная. И наше поведение является лишь отражением такого восприятия.

Что же это за роли? Для того чтобы понять это, нам понадобится изучить их основы.

Б-г не является ни мужчиной, ни женщиной. Однако процесс сотворения мира сопровождается многократным созданием двух противодействующих, но взаимодополняющих сил. В Торе они называются «небо» и «земля», в Талмуде – «Всесильный, благословен Он» и «Б-жественное присутствие», в книге «Зоар» – «Царь» и «Царица». На языке хасидов ХАБАД эти силы называются «трансцендентное» и «имманентное». Иными словами, есть сила, способная создавать бесконечность, и сила, способная сужать эту бесконечность до пределов жизни в нашем мире.

Таким образом, мы видим две модальности Всевышнего: Творец, существующий вне рамок и управляющий миром (мужская ипостась Б-га), и Б-жественное присутствие (Шхина), находящаяся в любых творениях Всевышнего (женская ипостась). Эти ипостаси представляют собой единую сущность. Точно так же, как ваша способность мыслить и выражать свои мысли происходит из единого сознания.

Когда наш мир был только создан, была поставлена одна цель: в его основе ляжет двойственность, в которой Б-г и Его мир, на первый взгляд, разделены, но вместе представляют нерушимый союз. Постепенно истинная суть сотворения мира проявится и выйдет скрытая в ней Б-жественность. Небо и Земля, Царь и Царица, ограниченное и неотъемлемое объединятся.

Все начинается с Торы, поскольку именно в ней заключен внутренний смысл творения мира. В Пятикнижии звучат и мужские, и женские голоса: Письменная Тора (Библия) и Устная Тора (Талмуд и все классические учения Торы). Письменная Тора олицетворяет превосходство и власть, которые невозможно подвергать сомнениям и изменениям. Устная Тора, напротив, является непрерывным диалогом, характеризуется постоянным ростом и развитием, зависящим от определенного места и времени.

И Письменная, и Устная Тора представляют собой единое целое. Они обе – глас Творца. Они лежат в основе иудаизма, который одновременно остается незыблемым и гибко преодолевает все возможные препятствия того или иного времени.

Любое творение нашего мира отвечает принципу дуализма, в каждом присутствуют и мужские, и женские аспекты. В том числе в людях. В нашем мире, полном взаимодополняющих явлений, нет ничего абсолютного. Что же до людей – у каждого из нас есть две руки, две ноги и много других парных органов. На самом деле мужчина и женщина были сотворены как единое целое и только потом разъединены. А в различиях как раз заключается Б-жественное присутствие.

Историю человеческого сознания можно описать как переход от мужского начала к женскому, от догм к диалогу, от доминирования к системе убеждений, от контроля к обучению.

Что касается благословения, которое произносят все мужчины, согласно еврейскому закону, у нас нет права его отменить. Согласно постановлению Сангедрина, утвержденному во времена Храма, таким образом мужчины выражают Творцу благодарность за то, что им отведена более активная роль в исполнении заповедей. По закону отменить постановление может только Сангедрин, превышающий предыдущий и по численности, и по степени мудрости (см. Маймонид, Книга Судей, Законы мумрим, глава 1).

Моя точка зрения такова: закон изменится тогда, когда у нас будет достаточно для этого сил. Судя по всему, это время скоро наступит. Сегодня женщины изучают Тору как никогда раньше, а сила и контроль постепенно теряют свою значимость перед женскими качествами, такими как любовь и сострадание.

Шейндл Кроль