Душа в корзине

19.09.2008

«Нищета преследует бедняков», — сказано в Талмуде более полутора тысяч лет назад. Эти слова относятся к закону «Бикурим» — первых плодов, выращенных в Израиле. Эти плоды, согласно Закону, нужно было отдавать в качестве жертвоприношений в Храме. А если говорить точнее, Закон относился к корзинам, в которых эти плоды несли в Храм.

Если человек возделывал почву на святой земле Израиля, и на ней плодоносили растения, которыми эта земля благословлена, — виноград, финики, гранаты, оливки или инжир, по закону Торы Комментарий он должен был сложить первые плоды в корзину, принести в Храм и отдать коэну. Ежегодные дары коэнам, состоящие из первых плодов, олицетворяли идею, согласно которой все наши материальные запросы (вне зависимости от нашей професии) предназначены не только для удовлетворения наших потребностей. Они также служат высокой духовной цели.

Поскольку в Торе особо упоминается тот факт, что первые плоды необходимо сложить в корзину Комментарий, эта корзина обсуждается в Талмуде. Нужно ли было отдавать ее коэну вместе с фруктами, или следовало забрать ее с собой? Судя по всему, это зависело от обстоятельств. «Богатые люди приносили первые плоды в золотых и серебряных корзинах, а бедные — в корзинах, сплетенных из пальмовых ветвей или соломы». Следовательно, богатые свои корзины забирали, а бедняки — оставляли коэнам. Из этого в Талмуде следует заключение, что богатые люди стновились еще богаче, а бедняки — беднее.Комментарий

Тем не менее, согласно хасидскому учению, дело обстояло не совсем так. Тщательное изучение этого вопроса показывает его еще более глубокий смысл и раскрывает идею ограниченности пределов богатства и преимуществ бедности.

Главный принцип, лежащий в основе закона «Бикурим» и корзины, в которую складываются эти бикурим, основан на концепции битуль (аннулирование, отмена). Если предмет Б существует только для того, чтобы служить предмету А и не имеет никакого иного предназначения, он является продолжением предмета А. Таким образом, соломенные корзины бедняков «аннулируются» в пользу хранящихся в них фруктов и становятся неотъемлемой частью приношения. Соответственно, к золотым и серебряным корзинам богатых это правило не относится. Материалы и работа по изготовлению корзин сами по себе придают им значимость и самостоятельную ценность, вне зависимости от того, что в них хранятся и переносятся бикурим.

Если применять этот закон к нашей жизни, «первые плоды» олицетворяют души, а «корзина», в которую сложены плоды, является вместилищем души — то есть, телом и физической жизнью. Цель нашей жизни, равно как и цель, ради которой фрукты складываются в корзину, заключается в том, что душа в течение всей жизни переносится и поднимается все выше и выше для того, чтобы стать «подношением коэну» в Храме, а также служит Б-гу.

Что же происходит с физической жизнью? Какова ее роль? Очевидно, что подъем души влияет и на подъем «сосуда», в котором она хранится. Степень подъема «сосуда» зависит от отношений тела и души — от уровня битуля, на котором физическое тело служит целям, поставленным перед душой каждого из нас.

Кто-то из нас живет широко и богато, украшая свое существование интеллектуальными изысками и эмоциональной насыщенностью. А еще есть бедняки — те, кто ни на что не претендует и живет по простым законам. То есть, наши жизни — это те же богатые сосуды и соломенные корзины.

С практической точки зрения, жизнь не проходит по четко установленному сценарию. У каждого из нас случаются моменты, сравнимые по значимости и наполненности с золотом и серебром. Иногда наступают времена и «соломенных корзин».

Как корзина богача, так и корзина бедняка служат одной цели — они содержат в себе бикурим — «первые плоды» души. Но есть одно существенное различие: золотая корзина богатого человека преисполнена гордости за саму себя; а соломенная корзина бедняка просто выполняет свою функцию — битуль.

Конечно, лучше быть богатым, а не бедным. Более глубокое понимание смысла обеспечивает лучшее исполнение заповедей. Но иногда перед нами встает выбор: пойти на урок Торы или помочь соседу?

И вновь появляется возможность вспомнить корзину с бикурим. Богато украшенные корзины — это прекрасно. Они превращают процесс приношения бикурим в настоящее удовльствие и праздник. Но в итоге они не исполняют заповедь бикурим до конца, в отличие от соломенных корзин. Простой и скромный поступок становится посредником души в достижении ее главной цели.

Янки Таубер

Шейндл Кроль