Top.Mail.Ru

Почему мы считаем дни Омера?

21.04.2009

Со второго вечера Песаха и до дня, предшествующего наступлению праздника Шавуот, еврейский народ исполняет особую заповедь — сфират а-омер (отсчет Омера). В Торе есть указание: каждый год в этот период отсчитывать семь полных недель (всего 49 дней). По окончании седьмой недели мы отмечаем праздник Шавуот, название которого в переводе означает «недели».

Это действие считается исполнением заповеди, поэтому каждый вечер перед отсчетом Омера мы произносим благословение. Важно помнить, что благословение произносится только в том случае, если мы не пропустили ни одного дня счета. Если же был пропущен хотя бы один из 49 дней, благословение не читается, и с этого дня перед отсчетом Омера нужно слушать, как данное благословение произносится другими.

Во времена Священного Храма после отсчета Омера совершалось особое жертвоприношение. Сноп ячменя наклоняли во все стороны (как во время исполнения заповеди Арбаа миним в Суккот), символизируя тем самым признание вездесущности Всемогущего Б-га.

Для чего мы отсчитываем 49 дней Омера? На то существует несколько причин. Прежде всего, отсчет Омера олицетворяет наш трепет от предвкушения предстоящего получения Торы во время праздника Шавуот. Точно так же, как дети зачастую считают дни до окончания учебы в школе или до начала запланированного семейного отдыха, мы считаем дни, демонстрируя тем самым наше волнение перед Дарованием Торы (которую мы в определенном смысле каждый год получаем вновь).

Известно также, что в течение данного периода нам надлежит посвятить время духовной подготовке и очищению души. Около 3 400 лет назад, когда евреи были рабами в Египте, они переняли многие безнравственные обычаи египтян. Евреи оказались на самом низком из всех возможных уровней духовного падения и находились на грани исчезновения как единый народ. Буквально в последний момент сыны Израиля чудесным образом спаслись. Они прошли через духовное возрождение и быстро поднялись на высший духовный уровень из всех, которые они достигали прежде. По сути, к подножию горы Синай евреи пришли настолько святыми людьми, что их можно было сравнить с ангелами.

Радикальные перемены случились с еврейским народом именно в 49-дневный период после Исхода из Египта. Путь от самой низшей точки до высшего уровня был пройден всего за 7 недель!

Заповеди Торы представляют собой уроки для каждого еврея на протяжении всей его жизни. Мы смотрим на Тору, как на долгожданный подарок, который мы ежедневно получаем как будто в первый раз, и поэтому мы тщательно изучаем ее и исполняем все ее заповеди.

Отдельный урок мы извлекаем и из исполнения заповеди отсчета Омера. В эти дни мы сосредотачиваем все усилия на очищении души и на ее совершенствовании. Тора запрещает нам считать приемлемым уровень духовного развития, на котором мы находимся в данный момент. Она сообщает нам о необходимости ставить перед собой высокие цели, а затем упорно добиваться их выполнения.

Процесс духовного развития в период отсчета Омера сравним с марафоном. Мы задаем себе определенный темп, в соответствии с которым каждый день занимаемся самосовершенствованием, — до тех пор, пока вновь не получаем Тору. Мы заглядываем вглубь себя и искореняем из своих душ отрицательные качества. Если человек осознает, что раньше он совершал не так уж много добрых дел, ему следует сосредоточить свои усилия на благотворительности. Если же он неправильно вел себя по отношению к другим, он должен задать себе максимально высокие стандарты поведения и относиться к себе и ко всем своим привычкам требовательно и взыскательно.

Йерухем Эйлфорт

 
{* *}