Top.Mail.Ru

Дождь, река, огонь и лед

12.01.2010

Перед тем как евреи вошли в Святую Землю, Моше Рабейну описал народу Израилеву природу их будущей родины следующими словами: «Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как Страна Египетская она, из которой вы вышли. Страна гор и долин, от дождя небесного пьет она воду» (Дварим 11:10).

Наши мудрецы объяснили, что именно это отличает землю Израиля от «страны, из которой вы вышли», поскольку «Страна Египетская не орошается дождями; но Нил разливается и орошает ее» (комментарий Раши на Берешит 47:10). Дождь олицетворяет взаимодействие между небом и землей. Хасидское учение ссылается на описание первого дождя, данное в Торе (Берешит 2:6): «Пар поднимался с земли» к небесам, а небеса возвращали его обратно в виде дождя, который «орошал всю поверхность земли». По мнению хасидских мудрецов, эти слова описывают Б-жественную истину, согласно которой «внутреннее движение пробуждает ответную силу, идущую свыше» — то есть Всевышний реагирует на старания человека, отвечает на наши молитвы, чаяния и поступки, посылая нам Свыше награды.

Но дождь дается нам не для того, чтобы земля дарила нам свои плоды. Землю нужно пахать — разрыхлять и смягчать ее — перед тем как она сможет принять семя и впитать воду. С духовной точки зрения это означает, что отправлять наверх только «пар» возвышенных желаний и добродетельных поступков недостаточно: сначала человек должен «вспахать» собственное эго, разогнать облака своей грубости и невежества, открыться потоку Б-жественной энергии Свыше.

В «Земле Израиля» человек пашет землю и получает дождь. Но в «Египте» все по-другому. Египет получал воду благодаря не нисходящему дождю, а полноводному Нилу. Время от времени там происходили разливы реки, и земля затапливалась водой. Египтянам не приходилось пахать землю: воды Нила оставляли после себя мягкий грунт, который перед посадкой растений не нужно было разрыхлять.

В духовном смысле «египтянин» — это тот, кто не видит Б-жественного влияния в благах, составляющих нашу жизнь. Он уверен в том, что все рождаются внизу и все, чем он обладает и чего достиг, — его личный успех. Он не видит нужды «пахать», работать над собой — он хорош таким, какой он есть.

Дождь, который идет в Египте, больше похож на град — снаружи как лед и с огнем внутри. Так в Торе описана седьмая из десяти казней, поразивших египтян: «И послал Б-г град на землю Израиля. И был град, и огонь, занимающийся внутри града» (Шмот 9:23-24).

Характеризуя людей, мы часто употребляем эпитеты «теплый» и «холодный». Теплый человек — страстный, полный любви, открытый, всегда готовый прийти на помощь и улыбнуться другим. Холодный человек сдержан, самодостаточен, безразличен к судьбам других людей. Но и холодному человеку не чужда страсть — он полон любви к себе, охвачен эгоистическими желаниями. И именно избыток внутреннего огня порождает ледяной внешний вид.

Дождь, который идет в Египте, — это град, внутри которого скрыт огонь. В этой стране, где не пашут землю, где Б-жественный источник воды невидим и неощутим, все, что приходит Свыше, превращается в источник излишней любви к себе и становится причиной отчуждения между людьми.

Мы совершили Исход из Египта — страны, в которой мы пребывали в состоянии духовной «засухи», — и пришли в Святую Землю, характеризуемую верой, скромностью и взаимодействием между землей и небесами.

На основе бесед Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com

 

 
{* *}