Top.Mail.Ru

Хороший еврей

02.03.2010

Моше Рабейну спустился с горы Синай через сорок дней после того как Всевышний провозгласил Десять заповедей. В руках Моше держал «две Скрижали Свидетельства, две каменные доски, исписанные перстом Всесильного»Комментарий. В своих комментариях к этим строкам Торы Раши отмечает особое написание ивритского слова «скрижали» и говорит о том, что обе они были одинакового размера.

Существует две точки зрения на религию, и ни одна из них не выражает позицию Торы. Религия связана с такими абстрактными понятиями, как сущность Б-га и природа зла. Подобная религия прекрасна в качестве темы для обсуждения на семинаре, посвященном вопросам богословия или философии. В практическом смысле она не имеет связи с нашей жизнью. В контексте такой религии не обсуждаются вопросы современного бизнеса и деловые люди не получают предупреждений и рекомендаций, как им следует поступать с точки зрения религии. Два этих мира не пересекаются. В данном случае философия и бизнес существуют отдельно друг от друга.

Для других религия является своеобразным сводом этических законов, набором правил, предписывающих, как ладить с другими людьми и как самому быть хорошим человеком. Правила таковы: быть честным, помогать другим, не убивать. («Я хороший еврей. Я жертвую деньги на благотворительность».) Даже в идеальном варианте такая религия в первую очередь существует на уровне человеческих взаимоотношений — и в данном случае для Б-га не остается места.

Два этих взгляда на религию противоположны друг другу: придерживающиеся первой позиции видят только Б-га и презирают «материальный» мир; других настолько занимают мысли о людях и обществе, что они забывают о Б-ге.

Давайте прочтем Десять заповедей. Первые пять говорят о Б-ге: «Я Господь Б-г твой» — что указывает на существование Б-га и Провидения; запрет идолопоклонства; запрет на упоминание Его имени всуе; Шаббат; почитание родителей. Здесь присутствует схема отношений человека с Б-гом. Следующие пять заповедей, написанные на второй скрижали, содержат запреты на убийство, кражу, прелюбодеяние, лжесвидетельство, алчность. Все они относятся к сфере человеческих взаимоотношений.

Раши указывает на равнозначность заповедей. Хороший еврей соблюдает все заповеди — касающиеся и Б-га, и отношений с людьми. В противном случае он, если можно так выразиться, еврей наполовину. Хороший еврей соблюдает Шаббат, не обманывает других, накладывает тфилин, вовремя платит своим работникам, соблюдает кашрут, дает деньги на благотворительность — потому что все эти действия предписаны Торой. И все они одинаково важны.

Залман Познер

{* *}