Неверная жена

03.06.2011

Пророки сравнивают связь Всевышнего и народа Израиля с браком, а грехи евреев — с изменой жены. Следуя этому примеру, мудрецы Талмуда говорят, что сота (женщина, сбившаяся с праведного пути), описываемая в главе из Торы, которую мы читаем на этой неделе, олицетворяет все преступления против Б-жественной воли.

Хасидские мудрецы раскрывают эту мысль, отмечая различные детали в законах о сота, свидетельствующие о еще более серьезных преступлениях. Сота — не та женщина, о которой достоверно известно, что она изменила мужу. Своим поведением она дает повод подозревать ее в измене. Именно поэтому она должна пройти проверку на верность мужу.

Женщина приобретает статус сота в ходе двухступенчатого процесса: первая ступень — это «ревность» (кинуй), а вторая — «сокрытие» (стира). На первом этапе муж подозревает, что жена состоит в отношениях с другим и в присутствии двух свидетелей просит ее не уединяться с этим человеком. Если женщина игнорирует эту просьбу и продолжает уединяться с другим, она становится сота, и с этого момента ей запрещено жить с мужем до тех пор, пока она не согласится пройти испытание «горькими водами». Женщине известно, что если она действительно изменяет мужу, то «горькие воды» убьют ее; если же она оставалась верной, выпивание этих вод снимет с нее незаслуженные обвинения. В Торе сказано, что семья женщины, обвинявшейся в супружеской измене и оправданной, становится крепче и счастливее, чем была до того, как она «сошла с праведного пути».

Применяя вышеописанное к браку Всевышнего с еврейским народом, можно сказать следующее: народ Израиля никогда не предаст Б-га по-настоящему; в худшем случае, он станет сота — женой, чье поведение может дать повод для подозрений в неверности, результатом чего может быть временный разлад в отношениях между народом и Всевышним. Этот процесс начался у подножия горы Синай, когда Творец, точно как «ревнивый муж», предупредил евреев: «И не будет у вас иных богов, кроме Меня». И не важно, как далека душа еврея от Создателя — она никогда не посвятит себя «другим богам»; она всего лишь «прячется» от Всевышнего, создавая иллюзию существования сферы за пределами всеохватывающего присутствия и провидения Б-га.

И на это евреи способны только потому, что Б-г дает им такую возможность, демонстрируя Свою «ревность». В случае с сота, которая просто уединяется с посторонним мужчиной, женщина не становится «неверной женой» — до тех пор, пока ее муж просит этого не делать. Иными словами, ее поведение может быть названо изменой только из-за «ревности» мужа, но не из-за самого процесса уединения. Аналогичным образом, то, что душа «прячется» от Всевышнего, возможно только потому, что Он Сам позволяет этому случится, говоря: «И не будет у вас иных богов кроме Меня».

Следовательно, Он допускает возможность, что у евреев могут появиться другие боги. Если бы этой Б-жественной идеи не существовало, то грех (т.е. отрицание Б-жественной реальности) был бы невозможен.

У этой аналогии есть продолжение: когда еврейский народ ведет себя как сота, он проходит испытание «горькими водами» — галутом («из-за грехов мы были отдалены от нашей земли»). И в самом деле, двухтысячелетнее изгнание доказало, что, несмотря ни на что, еврейская душа неотделима от Всевышнего. Еврей может подвергаться преследованиям, ассимилироваться среди других народов, но когда наступает момент истины, мы отбрасываем все условности, перестаем обманывать себя и демонстрируем нашу внутреннюю преданность Творцу.

И точно так же, как горькие воды, которые выпивает сота, галут — не простое испытание. Это, скорее, «спуск ради подъема», кризис брака, который в итоге приводит к еще большей преданности и любви, которые в «безоблачных» отношениях не так востребованы. Испытания галута пробуждают истинную силу еврейской души и подчеркивают связь Всевышнего с еврейским народом.

Основано на учении Любавичского Ребе

MeaningfulLife.com

Шейндл Кроль

Tэги: вера